Премьерой спектакля «Маадай-Кара» открылся театральный сезон Национального театра
Просмотров: 4398
Национальный драматический театр имени П.В. Кучияка открыл свой сорок первый театральный сезон премьерой спектакля «Маадай-Кара» по одноименному алтайскому героическому эпосу. Постановка эпоса была представлена на трех площадках театра и собрала аншлаг.
Рождение героя было показано в фойе первого этажа, где для спектакля был оформлен фонтанный дворик. Как сообщает пресс-служба минкультуры региона, с первых же минут театрального действа ритмическая вибрация алтайского сказания Алексея Калкина погрузила зрителя в эпическое пространство «Маадай-Кара». Зрители располагались вокруг сцены, форма которой напоминала алтайский аил. Кай создавал традиционное космогоническое пространство, которое присуще культуре алтайского народа. «Не проспи - иначе быть беде, убереги потомство – будешь иметь будущее, сохрани жизнь, чтобы продолжить борьбу» – вот о чем говорится в спектакле.
Сон богатыря в эпосе – это метафизическое состояние, которое становится причиной бедствий космического масштаба. Во время сна Маадай-Кара, народ его разбрелся, расшатался и не заметил, как на него наступает грозный Кара Кула Каан. В это время небо посылает ему долгожданного сына. Его супруга Алтын Тарга приносит ему дитя. Маадай-Кара понимает, что единственной надеждой для него является спасение сына. Он оставляет мальчика, доверяя его судьбу вечному страннику Тастаракаю, духам гор и зеленым березам. Кара Кула Каан пленяет Маадай-Кара, Алтын Тарга, народ и уводит их в свои земли.
Статуарные позы актеров, широкие жесты, монологи восходят к традициям древневосточного храмового театра. Аил – это храм, сказитель в нем – священнослужитель, эпос – это сокровенный текст, поясняет пресс-служба министерства.
Освобождение Маадай-Кара было показано в большом зале театра. На традиционной сцене перед зрителями возникло полотно, которое стало своеобразным иконостасом величественных образов алтайской мифологии.
Хозяйка Алтая – душа земли, Вечный странник Тастаракай – совесть народа, семь лам – духи гор, хранители земных тайн и вечных знаний, прекрасные создания небесные маралухи, Когудей Мерген – герой-спаситель, Алтын Кюскю – краса земли, Маадай Кара – отец народа, почтенная госпожа Алтын Тарга – сердце народа, Кара Кула Каан, Абраам Моос Кара Таади, Эрлик Бий – гроза всему земному и живому. Эпические герои воплощают в себе категории прекрасного и ужасного в понимании алтайского народа.
Мотивы пазырыкской художественной культуры, использованные в декорациях и костюмах, свидетельствует о древнем происхождении эпоса, кай в исполнении актеров – голос предков, дошедший до наших дней.
Песнь третья, победа над Эрлик Бием, была показана зрителям в фойе второго этажа театра. Текст из героического эпоса «Маадай-Кара» в живом исполнении кайчы Байыра Турулунова продолжило повествование о приключениях отважного Когудей Мергена. Достойно проходя испытания он добивается руки красивейшей из невест Алтын Кюскю.
Звучание кая, народные песни, танцы, фрагменты свадебного обряда погружают зрителя в третьей песне в стихию народного праздника Эл-Ойын, действенная часть спектакля восходит к традициям площадного театра.
Когудей Мерген женится на Алтын Кюскю. Родители жениха и невесты, освобожденный народ радуются великому событию. Но недолго длится счастье молодых: Абраам Моос Кара Таади похищает лунную девушку Алтын Кюскю, уносит души Маадай Кара и Алтын Тарга к Эрлик Бию, а самого богатыря пленяет. Шестеро его верных друзей спешат к нему на помощь. Кара Таади не унимается и пытается с помощью перевоплощения обмануть Когудей Мергена. Герой разоблачает черную соблазнительницу и убивает ее, сражает Эрлик Бия и его войско с помощью одной стрелы. Народ торжествует. Вечное Древо жизни Бай Терек расцветает.
Герои отправляются на небо, превратившись в звезды. Так, лишь только сказительское искусство, бережно пронесенное через столетия, сохранило память о событиях давно минувших лет.
Режиссером-постановщиком спектакля выступил Андрей Борисов, народный артист России, заслуженный деятель искусств Якутии и Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации, Государственный советник Республики Саха (Якутия). Известный театральный режиссер, дважды обладатель премии «Золотая маска», в том числе, за вклад в развитие театрального искусства России, общественно-политический деятель, один из ярких лидеров евразийского движения России.
Рождение героя было показано в фойе первого этажа, где для спектакля был оформлен фонтанный дворик. Как сообщает пресс-служба минкультуры региона, с первых же минут театрального действа ритмическая вибрация алтайского сказания Алексея Калкина погрузила зрителя в эпическое пространство «Маадай-Кара». Зрители располагались вокруг сцены, форма которой напоминала алтайский аил. Кай создавал традиционное космогоническое пространство, которое присуще культуре алтайского народа. «Не проспи - иначе быть беде, убереги потомство – будешь иметь будущее, сохрани жизнь, чтобы продолжить борьбу» – вот о чем говорится в спектакле.
Сон богатыря в эпосе – это метафизическое состояние, которое становится причиной бедствий космического масштаба. Во время сна Маадай-Кара, народ его разбрелся, расшатался и не заметил, как на него наступает грозный Кара Кула Каан. В это время небо посылает ему долгожданного сына. Его супруга Алтын Тарга приносит ему дитя. Маадай-Кара понимает, что единственной надеждой для него является спасение сына. Он оставляет мальчика, доверяя его судьбу вечному страннику Тастаракаю, духам гор и зеленым березам. Кара Кула Каан пленяет Маадай-Кара, Алтын Тарга, народ и уводит их в свои земли.
Статуарные позы актеров, широкие жесты, монологи восходят к традициям древневосточного храмового театра. Аил – это храм, сказитель в нем – священнослужитель, эпос – это сокровенный текст, поясняет пресс-служба министерства.
Освобождение Маадай-Кара было показано в большом зале театра. На традиционной сцене перед зрителями возникло полотно, которое стало своеобразным иконостасом величественных образов алтайской мифологии.
Хозяйка Алтая – душа земли, Вечный странник Тастаракай – совесть народа, семь лам – духи гор, хранители земных тайн и вечных знаний, прекрасные создания небесные маралухи, Когудей Мерген – герой-спаситель, Алтын Кюскю – краса земли, Маадай Кара – отец народа, почтенная госпожа Алтын Тарга – сердце народа, Кара Кула Каан, Абраам Моос Кара Таади, Эрлик Бий – гроза всему земному и живому. Эпические герои воплощают в себе категории прекрасного и ужасного в понимании алтайского народа.
Мотивы пазырыкской художественной культуры, использованные в декорациях и костюмах, свидетельствует о древнем происхождении эпоса, кай в исполнении актеров – голос предков, дошедший до наших дней.
Песнь третья, победа над Эрлик Бием, была показана зрителям в фойе второго этажа театра. Текст из героического эпоса «Маадай-Кара» в живом исполнении кайчы Байыра Турулунова продолжило повествование о приключениях отважного Когудей Мергена. Достойно проходя испытания он добивается руки красивейшей из невест Алтын Кюскю.
Звучание кая, народные песни, танцы, фрагменты свадебного обряда погружают зрителя в третьей песне в стихию народного праздника Эл-Ойын, действенная часть спектакля восходит к традициям площадного театра.
Когудей Мерген женится на Алтын Кюскю. Родители жениха и невесты, освобожденный народ радуются великому событию. Но недолго длится счастье молодых: Абраам Моос Кара Таади похищает лунную девушку Алтын Кюскю, уносит души Маадай Кара и Алтын Тарга к Эрлик Бию, а самого богатыря пленяет. Шестеро его верных друзей спешат к нему на помощь. Кара Таади не унимается и пытается с помощью перевоплощения обмануть Когудей Мергена. Герой разоблачает черную соблазнительницу и убивает ее, сражает Эрлик Бия и его войско с помощью одной стрелы. Народ торжествует. Вечное Древо жизни Бай Терек расцветает.
Герои отправляются на небо, превратившись в звезды. Так, лишь только сказительское искусство, бережно пронесенное через столетия, сохранило память о событиях давно минувших лет.
Режиссером-постановщиком спектакля выступил Андрей Борисов, народный артист России, заслуженный деятель искусств Якутии и Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации, Государственный советник Республики Саха (Якутия). Известный театральный режиссер, дважды обладатель премии «Золотая маска», в том числе, за вклад в развитие театрального искусства России, общественно-политический деятель, один из ярких лидеров евразийского движения России.
Картина дня
культура
Мультимедиа
Дата обновления страницы: 28.09.2018 12:42:02