Премьерой спектакля «Маадай-Кара» открылся театральный сезон Национального театра

Премьерой спектакля «Маадай-Кара» открылся театральный сезон Национального театра

Тэги: культура


Просмотров: 2915
Национальный драматический театр имени П.В. Кучияка открыл свой сорок первый театральный сезон премьерой спектакля «Маадай-Кара» по одноименному алтайскому героическому эпосу. Постановка эпоса была представлена на трех площадках театра и собрала аншлаг.

Рождение героя было показано в фойе первого этажа, где для спектакля был оформлен фонтанный дворик. Как сообщает пресс-служба минкультуры региона, с первых же минут театрального действа ритмическая вибрация алтайского сказания Алексея Калкина погрузила зрителя  в эпическое пространство «Маадай-Кара». Зрители располагались вокруг сцены, форма которой напоминала алтайский аил. Кай создавал традиционное космогоническое пространство, которое присуще культуре алтайского народа. «Не проспи - иначе быть  беде, убереги  потомство – будешь  иметь будущее, сохрани жизнь, чтобы продолжить борьбу» – вот о чем говорится в спектакле.

Сон богатыря в эпосе – это метафизическое состояние, которое становится причиной бедствий космического масштаба. Во время сна Маадай-Кара, народ его разбрелся, расшатался и не заметил,  как на него наступает грозный Кара Кула Каан. В это время небо посылает ему долгожданного сына. Его супруга Алтын Тарга приносит ему дитя. Маадай-Кара понимает, что единственной надеждой для него является спасение сына. Он оставляет мальчика, доверяя его судьбу вечному страннику Тастаракаю, духам гор и зеленым березам. Кара Кула  Каан пленяет Маадай-Кара, Алтын Тарга, народ  и уводит их в свои земли.

Статуарные позы актеров, широкие жесты, монологи восходят к традициям древневосточного храмового театра. Аил – это храм,  сказитель в нем –  священнослужитель, эпос – это сокровенный текст, поясняет пресс-служба министерства.

Освобождение Маадай-Кара было показано в большом зале театра. На традиционной сцене перед зрителями возникло полотно, которое стало своеобразным иконостасом  величественных образов алтайской мифологии.

Хозяйка Алтая – душа земли, Вечный странник Тастаракай – совесть народа, семь лам – духи гор, хранители земных тайн и вечных знаний, прекрасные создания небесные маралухи, Когудей Мерген – герой-спаситель, Алтын Кюскю – краса земли, Маадай Кара – отец народа, почтенная госпожа Алтын Тарга – сердце  народа, Кара Кула Каан,  Абраам Моос Кара Таади, Эрлик Бий  – гроза всему земному и живому. Эпические герои воплощают в себе категории прекрасного и ужасного в понимании алтайского народа.

Мотивы пазырыкской художественной культуры, использованные в декорациях и костюмах, свидетельствует о древнем происхождении  эпоса,  кай в исполнении актеров – голос предков, дошедший до наших дней.

Песнь третья, победа над Эрлик Бием, была показана зрителям в фойе второго этажа театра. Текст из героического эпоса «Маадай-Кара» в живом исполнении кайчы Байыра Турулунова продолжило повествование о приключениях отважного Когудей Мергена. Достойно проходя испытания он добивается руки красивейшей из невест Алтын Кюскю.

Звучание кая,  народные песни, танцы, фрагменты свадебного обряда  погружают зрителя в третьей песне в стихию народного праздника Эл-Ойын, действенная часть спектакля  восходит к традициям площадного театра.

Когудей Мерген женится на Алтын Кюскю. Родители жениха и невесты, освобожденный народ  радуются великому событию. Но недолго длится счастье молодых: Абраам Моос Кара Таади похищает лунную девушку Алтын Кюскю, уносит души Маадай Кара и Алтын Тарга к Эрлик Бию, а самого богатыря пленяет. Шестеро его верных друзей спешат к нему на помощь. Кара Таади не унимается и пытается с помощью перевоплощения обмануть Когудей Мергена. Герой разоблачает черную соблазнительницу и убивает ее, сражает Эрлик Бия и его войско с помощью одной стрелы. Народ торжествует. Вечное Древо жизни Бай Терек расцветает.

Герои отправляются на небо, превратившись в звезды. Так, лишь только сказительское искусство, бережно пронесенное через столетия, сохранило память о событиях давно минувших лет.

Режиссером-постановщиком спектакля выступил Андрей Борисов, народный артист России, заслуженный деятель искусств Якутии и Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации, Государственный советник Республики Саха (Якутия). Известный театральный режиссер, дважды обладатель премии «Золотая маска», в том числе, за вклад в развитие театрального искусства  России,  общественно-политический деятель, один из ярких лидеров евразийского движения России.

 

Возврат к списку
Версия для печати
Обнаружив в тексте ошибку,
выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Глава 
Республики Алтай
Олег Хорохордин


Дайджест дня

Ключевые слова

археология аэропорт благоустройство бюджет волонтеры выборы газификация Горно-Алтайск государственное имущество Государственные программы демография День Победы дорожное хозяйство жилищный фонд ЖКХ здравоохранение инфраструктура Команда РАзвития конкурс культура лесное хозяйство молодежь муниципальные образования МЧС налоги национальная политика национальные проекты национальные проекты. образование НКО образование общество патриотическое воспитание перепись населения пограничная служба правительство правопорядок предпринимательство Президент противодействие коррупции ПФР рейды Роспотребнадзор связь сельское хозяйство Сильный Алтай СМИ солнечная станция сотрудничество социальная сфера спорт статистика строительство Телецкое озеро ТОС традиции туризм финансы Хорохордин Центр развития цифровое телевидение чуйский тракт экология экономика энергетика

Подписаться на рассылку

RSS

Дата обновления страницы: 28.09.2018 12:42:02

Орфографическая ошибка в тексте


Текст, содержащий ошибку: