Заседание совета по образованию состоялось в регионе
Просмотров: 4332
Первый заместитель Председателя Правительства РА Наталья Екеева провела заседание Совета по образованию при Правительстве Республики Алтай.
На совещании обсуждались вопросы состояния изучения русского языка, итоги проведения ЕГЭ по предмету, а также о проведении мероприятий, посвященных Дню русского языка. Обсудили опыт включения учебников по алтайскому языку в федеральный перечень учебников и изучение казахского языка.
Согласно учебному плану, в начальном общем образовании объем недельной нагрузки по русскому языку составляет 4 часа, в основном общем образовании объем недельной нагрузки − в 5 классе – 5 часов, в 6 классе – 6 часов, в 7 классе – 4 часа. С 8 по 11 класс преподавание ведется по федеральному базисному учебному плану. Количество часов: в 8 классе – 3 часа; в 9 классе – 2 часа; в 10-11 классе – 1 час.
Дополнительно выделен 1 час на преподавание русского языка в 10-11 классах (из школьного компонента).
Результаты ВПР по русскому языку в 4 классах школ республики указали на проблемы в подготовке обучающихся. Так, недостаточно развиты навыки проведения логических рассуждений и конструирования, умения решать практические задачи, требующие анализа ситуации и сравнения различных вариантов, считают специалисты.
В числе причин снижения качественных показателей в основной школе можно выделить: переход к предметному изучению с разными учителями, усложнение учебной программы, уменьшение поддержки и контроля со стороны родителей и другое.
В системе общего образования Республики Алтай сегодня работают 450 учителей русского языка и литературы. 45% педагогов имеют квалификационные категории. Средний возраст учителей русского языка и литературы − 45 лет. Учителя-филологи являются самыми активными участниками мероприятий, проводимых на региональном уровне, проходят различные виды повышения квалификации.
Согласно российскому законодательству, учебные пособия обязательно должны быть включены в федеральный перечень. Он включает в себя перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов государства и изучение родного языка из числа языков народов страны и литературы народов России на родном языке.
В федеральный перечень включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом Минобрнауки РФ на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз.
В 2015 году Министерство образования и науки Республики Алтай совместно с Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай провели целенаправленную работу по разработке электронных форм учебников «Алтай тил» (Алтайский язык) 1–4 классы, «Литературалык кычырыш» (Литературное чтение) 2–4 классы. Данные учебники были изданы в Москве. В настоящее время семь электронных учебников по алтайскому языку и литературному чтению для 1–4 классов, содержащие мультимедийные объекты и интерактивные задания, расширяющие и дополняющие содержание печатных форм учебников, выставлены на платформе компании «Ланит-Интеграция». Эти электронные формы учебников можно бесплатно скачивать для использования на уроках алтайского языка и литературного чтения в общем начальном образовании до 2021 года. Все учебники прошли необходимые экспертные процедуры.
В январе 2017 года 10 учебников по алтайскому языку и литературе по образовательным программам основного общего образования направлены в Минобрнауки РФ для включения в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
На заседании федерального учебно-методического объединения по общему образованию 16 мая этого года примерные программы по алтайскому языку и литературе 1-9 классов одобрены для включения их в федеральный реестр.
Об изучении казахского языка в общеобразовательных организациях Республики Алтай и принятых мерах по подготовке и утверждению Дорожной карты по разработке Примерных программ и учебно-методических комплексов по учебным предметам «Казахский язык», «Казахская литература» рассказала первый заместитель министра Ольга Болтошева.
В Республике Алтай сложилась определенная система обучения казахскому языку и литературе. В 1993 году в связи с утверждением Концепции национальных школ Республики Алтай в национально-региональной системе образования стало возможным осуществление концептуальной разработки модели национальной (русской, алтайской, казахской) школы.
В этой связи казахский язык и литература как самостоятельные учебные предметы в региональном базисном учебном плане получили фактически тот же статус, что и алтайский язык и литература. При этом обучение осуществлялось по учебникам, изданным в Казахстане, то есть в целях поддержки соотечественников, проживающих за границей, Республика Казахстан оказывала гуманитарную помощь, в том числе и школьными учебниками.
В настоящее время все учебные предметы должны обеспечиваться учебниками из числа входящих в федеральный перечень учебников и соответствующими требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Представители Кош-Агачского района с 10 по 18 марта этого года выезжали в Омскую область для изучения опыта других регионов. При этом в Омской, Оренбургской, Астраханской областях, Алтайском крае отсутствует практика преподавания казахского языка и литературы как учебных предметов.
Вопрос о системе обучения казахскому языку в Республике Алтай рассмотрели 30 марта на коллегии министерства. Было решено разработать на уровне администрации района «дорожную карту» по созданию учебно-методических комплексов по казахскому языку и казахской литературе для дальнейшего согласования. Проект примерной программы по казахскому языку и литературе для 1-4 классов был создан, однако получил отрицательную оценку экспертов Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РА и направлен на доработку.
Таким образом, из-за необеспеченности школ региона учебно-методическими комплексами по казахскому языку и литературе с 1 сентября 2017 года обучение будет проводиться в рамках внеурочной деятельности.
В дальнейшем запланированные и реализованные в полной мере мероприятия «дорожной карты» позволят изучать казахский язык и литературу как самостоятельные учебные предметы. По данному вопросу также выступил и.о. главы Кош-Агачского района Абзал Мухтасыров.
На совещании обсуждались вопросы состояния изучения русского языка, итоги проведения ЕГЭ по предмету, а также о проведении мероприятий, посвященных Дню русского языка. Обсудили опыт включения учебников по алтайскому языку в федеральный перечень учебников и изучение казахского языка.
Согласно учебному плану, в начальном общем образовании объем недельной нагрузки по русскому языку составляет 4 часа, в основном общем образовании объем недельной нагрузки − в 5 классе – 5 часов, в 6 классе – 6 часов, в 7 классе – 4 часа. С 8 по 11 класс преподавание ведется по федеральному базисному учебному плану. Количество часов: в 8 классе – 3 часа; в 9 классе – 2 часа; в 10-11 классе – 1 час.
Дополнительно выделен 1 час на преподавание русского языка в 10-11 классах (из школьного компонента).
Результаты ВПР по русскому языку в 4 классах школ республики указали на проблемы в подготовке обучающихся. Так, недостаточно развиты навыки проведения логических рассуждений и конструирования, умения решать практические задачи, требующие анализа ситуации и сравнения различных вариантов, считают специалисты.
В числе причин снижения качественных показателей в основной школе можно выделить: переход к предметному изучению с разными учителями, усложнение учебной программы, уменьшение поддержки и контроля со стороны родителей и другое.
В системе общего образования Республики Алтай сегодня работают 450 учителей русского языка и литературы. 45% педагогов имеют квалификационные категории. Средний возраст учителей русского языка и литературы − 45 лет. Учителя-филологи являются самыми активными участниками мероприятий, проводимых на региональном уровне, проходят различные виды повышения квалификации.
Согласно российскому законодательству, учебные пособия обязательно должны быть включены в федеральный перечень. Он включает в себя перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов государства и изучение родного языка из числа языков народов страны и литературы народов России на родном языке.
В федеральный перечень включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом Минобрнауки РФ на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз.
В 2015 году Министерство образования и науки Республики Алтай совместно с Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай провели целенаправленную работу по разработке электронных форм учебников «Алтай тил» (Алтайский язык) 1–4 классы, «Литературалык кычырыш» (Литературное чтение) 2–4 классы. Данные учебники были изданы в Москве. В настоящее время семь электронных учебников по алтайскому языку и литературному чтению для 1–4 классов, содержащие мультимедийные объекты и интерактивные задания, расширяющие и дополняющие содержание печатных форм учебников, выставлены на платформе компании «Ланит-Интеграция». Эти электронные формы учебников можно бесплатно скачивать для использования на уроках алтайского языка и литературного чтения в общем начальном образовании до 2021 года. Все учебники прошли необходимые экспертные процедуры.
В январе 2017 года 10 учебников по алтайскому языку и литературе по образовательным программам основного общего образования направлены в Минобрнауки РФ для включения в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
На заседании федерального учебно-методического объединения по общему образованию 16 мая этого года примерные программы по алтайскому языку и литературе 1-9 классов одобрены для включения их в федеральный реестр.
Об изучении казахского языка в общеобразовательных организациях Республики Алтай и принятых мерах по подготовке и утверждению Дорожной карты по разработке Примерных программ и учебно-методических комплексов по учебным предметам «Казахский язык», «Казахская литература» рассказала первый заместитель министра Ольга Болтошева.
В Республике Алтай сложилась определенная система обучения казахскому языку и литературе. В 1993 году в связи с утверждением Концепции национальных школ Республики Алтай в национально-региональной системе образования стало возможным осуществление концептуальной разработки модели национальной (русской, алтайской, казахской) школы.
В этой связи казахский язык и литература как самостоятельные учебные предметы в региональном базисном учебном плане получили фактически тот же статус, что и алтайский язык и литература. При этом обучение осуществлялось по учебникам, изданным в Казахстане, то есть в целях поддержки соотечественников, проживающих за границей, Республика Казахстан оказывала гуманитарную помощь, в том числе и школьными учебниками.
В настоящее время все учебные предметы должны обеспечиваться учебниками из числа входящих в федеральный перечень учебников и соответствующими требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Представители Кош-Агачского района с 10 по 18 марта этого года выезжали в Омскую область для изучения опыта других регионов. При этом в Омской, Оренбургской, Астраханской областях, Алтайском крае отсутствует практика преподавания казахского языка и литературы как учебных предметов.
Вопрос о системе обучения казахскому языку в Республике Алтай рассмотрели 30 марта на коллегии министерства. Было решено разработать на уровне администрации района «дорожную карту» по созданию учебно-методических комплексов по казахскому языку и казахской литературе для дальнейшего согласования. Проект примерной программы по казахскому языку и литературе для 1-4 классов был создан, однако получил отрицательную оценку экспертов Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РА и направлен на доработку.
Таким образом, из-за необеспеченности школ региона учебно-методическими комплексами по казахскому языку и литературе с 1 сентября 2017 года обучение будет проводиться в рамках внеурочной деятельности.
В дальнейшем запланированные и реализованные в полной мере мероприятия «дорожной карты» позволят изучать казахский язык и литературу как самостоятельные учебные предметы. По данному вопросу также выступил и.о. главы Кош-Агачского района Абзал Мухтасыров.
Похожие новости
Мультимедиа
Дата обновления страницы: 26.06.2017 09:15:37