/ Цифровая экономика

Цифровая экономика

В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в Республике Алтай реализуются 4 региональных проекта: «Цифровое государственное управление», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии».

В 2022 году завершена реализация проекта «Кадры для цифровой экономики».

В рамках проекта «Цифровое государственное управление» осуществляется перевод массовых социально-значимых государственных и муниципальных услуг в электронный вид, а органы власти Республики Алтай продолжают осуществлять диалог с гражданами через каналы обратной связи «Инцидент менеджмент» и «Платформа обратной связи».

В Республике Алтай в соответствии с утвержденным перечнем переведены в электронный вид и оказываются гражданам через портал «Госуслуги» 92 массовые социально-значимые государственные и муниципальные услуги.

По итогам 2022 года среди наиболее востребованных услуг, оказываемых на территории нашего региона:

  • обращение за получением ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет – более 10 тысяч обращений;

  • запись детей в школу – более 4 тысяч обращений;
  • выплата компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях – более 1,1 тысячи обращений;

  • прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов – более 1 тысячи обращений.

Цифровой формат предоставления услуг повышает доступность государственных услуг, делает процедуру получения услуг прозрачной, сокращает временные затраты заявителей на посещение госоргана и ожидание в очереди.

«Инцидент менеджмент» предназначен для выявления и отслеживания на официальных страницах в социальных сетях значимых сообщений о негативных оценках, жалобах, вопросах, отзывах и благодарностях о работе профильных министерств и муниципалитетов. Система «Инцидент менеджмент» работает следующим образом:

  • анализирует ключевые слова в соцсетях. Если по одной теме появляются посты в нескольких соцсетях, то их объединяют в один кейс или «инцидент»;

  • результаты отправляются региональному администратору. Он решает, какие проблемы наиболее острые и требуют реакции представителя власти;

  • региональный администратор направляет запрос представителю профильного министерства или муниципалитета;

  • ответственным лицом формируется и направляется ответ на запрос в течение суток.

Платформа обратной связи (ПОС) используется в качестве инструмента диалога государства с населением на территории Республики Алтай с 2020 года. Жители оставляют в специальной форме системы сообщения о любой проблеме или вопросом к власти с помощью виджета «Задать вопрос» или мобильного приложения «Решаем вместе».

За весь период работы региональной системы поступило свыше 6000 обращений от граждан в различной тематике по 45 категориям. В первой тройке вопросы из категорий: «Обращение по проблеме вакцинации или лечения от коронавируса, «Выплаты на детей от 3 до 7 лет» и «Дворы и территории общего пользования».

Отличие платформы обратной связи от других каналов взаимодействия заключается в возможности просматривать статус обработки обращений и оценить данный на него ответ. Также при написании сообщения не нужно указывать личные данные, так как система функционирует во взаимосвязи с порталом «Госуслуги», где данные о гражданине уже зарегистрированы. Еще один плюс – это возможность приложить к сообщению фотографию, которая наглядно поможет решению проблемы.

На сегодняшний день к системе подключены все министерства и органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие публично значимые функции (организации дополнительного образования для детей, учреждения культуры, организации социального обслуживания населения, центры занятости населения, МФЦ, организации, управляющие многоквартирными домами и ресурсоснабжающие организации) – всего 450 организаций. Специалисты работают не только с обращениями граждан, но и проводят общественные голосования, обсуждения.

Ведутся работы по внедрению системы в подведомственные органам власти учреждения. По данным регионального куратора, в платформе обратной связи зарегистрировано около 900 исполнителей.

Сокращены сроки рассмотрения сообщений с 30 до 9 дней по подкатегориям вопросов: жалоба в связи с выплатой (категория «Выплата на детей от 3 до 7 лет»), требуются разъяснения по порядку выплаты (категория «Выплата на детей от 3 до 7 лет»), выплаты, компенсации и льготы (категория «Социальное обслуживание и защита»), предоставление государственных пособий на детей (категория «Социальное обслуживание и защита»).

Срок рассмотрения сообщений по категориям: автомобильные дороги, выплата на детей от 3 до 7 лет, дворы и территории общего пользования, мусор, благоустройство, социальное обслуживание и защита – сокращен с 30 до 15 дней.

Подать обращение можно в любое время с помощью виджета ПОС, расположенного на официальных сайтах органов власти или используя приложение «Госуслуги. Решаем вместе», доступное для скачивания в магазине приложений «Google Play». Удобный рубрикатор поможет выбрать подходящую тему и соответствующую для решения вопроса инстанцию.

Любой житель республики может научиться правильно защищать свои персональные данные в сети Интернет, изучить уловки мошенников и как себя от них обезопасить, ознакомившись с информацией, разработанной   в рамках федерального проекта «Информационная безопасность».

Для повышения знаний в области киберграмотности все жители Республики Алтай могут воспользоваться материалами, размещенными:

в разделе «Киберграмотность – это просто» на портале «Госуслуги»;

на сайте «КиберЗОЖ» – о простых правилах кибербезопасности;

в разделе «Сложные несложные пароли» на сайте «КиберЗОЖ» – о качественной защите своего аккаунта;

в разделе «Кибербуллинг» на сайте «КиберЗОЖ» – для детей и подростков о борьбе с травлей в интернете.

На портале «Госуслуги» и разделах сайта «КиберЗОЖ» можно пройти тест на знание правил кибербезопасности, познакомиться с опытом людей из разных уголков страны, столкнувшихся с проявлениями мошенничества и других правонарушений в сети Интернет, скачать специальные памятки со списком фраз телефонных мошенников и информацией, которую никогда нельзя раскрывать.

Мероприятия, предусмотренные региональным проектом «Цифровые технологии», направлены на информирование российских компаний, зарегистрированных (расположенных) на территории Республики Алтай, разрабатывающих или внедряющих отечественное программное обеспечение, сервисы и платформенные решения на базе цифровых технологий, о предусмотренных мерах государственной поддержки из средств федерального бюджета. Актуальная информация размещается на информационных источниках Министерства цифрового развития Республики Алтай в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (официальный сайт, ВКонтакте, Одноклассники.

Благодаря проекту «Кадры для цифровой экономики» жители Республики Алтай активно повышают цифровую грамотность с помощью различных цифровых образовательных сервисов.

За четыре последних года порядка 200 государственных и муниципальных служащих, а также работников учреждений Республики Алтай повысили квалификацию в области цифровой трансформации на базе университетов РАНХиГС и Иннополис. Образовательные программы заложили в специалистах понятия о новых методах планирования и организации работы, о кибербезопасности, подготовили к новым способам коммуникации с жителями, к работе с большими данными, а также научили взаимодействовать через цифровые каналы, мыслить креативно и фильтровать информацию, применять современные технологии в работе.

Реализация регионального проекта завершена в 2022 году, это означает, что попасть на обучение по бесплатной льготе от региона в вышеуказанные ВУЗы уже не получится. Однако для тех, кто стремится получить новые знания о цифровом мире, работает несколько платформ, где можно пройти обучение бесплатно, за полную или частичную оплату.

Продолжают функционировать сервисы «Готов к цифре», «Цифровые профессии», «Учёба.онлайн», «Stepik», «Урок Цифры», «Код будущего».

Онлайн-сервис «Готов к цифре» состоит из нескольких блоков, каждый из которых предлагает обучающемуся, в зависимости от его потребности, соответствующую подборку онлайн-материалов в различных форматах: видео, инструкции, лекции, учебные пособия, бесплатные курсы. На ресурсе представлены материалы по таким темам, как: управление информацией и данными, коммуникации в «цифре», безопасность и защита данных, создание цифрового контента, решение проблем в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное и критическое мышление.

На обучение компетенциям цифровой экономики в рамках проекта «Цифровые профессии» за половину стоимости (государство финансирует 50% стоимости обучения, оставшуюся часть оплачивает гражданин самостоятельно или компенсирует за счет средств работодателя) в 2022 зачислено более 800 слушателей из Республики Алтай.

С помощью портала «Учёба.онлайн» можно освоить компетенции по управлению информацией и данными, по проведению оценки информации, ее достоверности. Портал «Учёба.онлайн» предлагает на выбор три программы дополнительного профессионального образования: «Основы цифровой грамотности»,  «Обработка персональных данных», «Основы цифровой трансформации». Все совершеннолетние граждане, проживающие на территории России могут пройти обучение на портале «Учёба.онлайн» при наличии высшего или среднего профессионального образования.

Независимая оценка цифровой грамотности. Данный сервис позволяет достоверно оценить уровень знаний, навыков и умений в цифровой среде, которыми владеет гражданин. Сервис будет постоянно развиваться, с целью к 2024 году стать системой, обеспечивающей граждан и работодателей валидными данными о компетенциях и квалификации кадров в регионе.

На платформе «Stepik» размещено более 1000 курсов от онлайн-школ, вузов и экспертов. Это образовательная платформа, включающая в себя курсы по программированию, информатике, математике, статистике и анализу данных, биологии и биоинформатике, инженерно-техническим и естественным наукам. Stepik является также площадкой для проведения конкурсов и олимпиад, среди мероприятий - отборочный этап Олимпиады НТИ, онлайн-этап акции Тотальный диктант, международная олимпиада по биоинформатике. Учиться на Stepik удобно: на сайте Stepik.org или в мобильных приложениях для iOS и Android. На платформе есть курсы как для взрослого населения, так и для детей школьного возраста.

Сервисы «Урок Цифры» и «Код будущего» предназначены для школьников.

В 2022 году проведено 5 открытых Уроков Цифры в общеобразовательных организациях и 3 Дня цифры в детских лагерях. Принять участие в Уроке цифры можно самостоятельно через подключение к платформе с домашнего компьютера, либо пройти Урок на уроках информатики. Материалы доступны на сайте проекта.

Сервис «Код будущего» запущен в 3 квартале 2022 года. Он предлагает школьникам 8-11 классов обучающие языкам программирования курсы. Курсы помогут определиться с выбором профессии, подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ, к участию в олимпиадах и хакатонах. Курсы длятся 2 года и включают в себя 4 учебных модуля. Также участникам предлагаются разные уровни подготовки: начальный (для новичков в программировании), базовый (для знающих основы программирования), продвинутый (для опытных программистов). Если не получится пройти вступительное испытание на более сложный уровень, можно будет выбрать другой курс. Порядка 50 школьников Республики Алтай подали заявки на обучение».

После освоения образовательных программ жители стали лучше разбираться в вопросах законодательного регулирования защиты персональных данных, изучили основные тенденции, инициативы и технологии, на основе которых создаются проекты цифровой трансформации, научились искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств.

Дата обновления страницы: 02.02.2023 16:23:03

Орфографическая ошибка в тексте


Текст, содержащий ошибку: