/ Реализация стратегических инициатив Президента России в Республике Алтай

О проведения мониторинга состояния и развития языков народов Российской Федерации

   



Типовая форма отчетности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596-606

01.12.2020

О проведения мониторинга состояния и развития языков народов Российской Федерации

Во исполнение подпункта «а» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку 19 мая 2015 года, утвержденного 4 июля 2015 года № Пр-1310:
«Осуществлять постоянный мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации»



В системе образования Республики Алтай в 2020 году проведён ряд мониторинговых исследований, направленных на изучение состояния и развития алтайского языка в регионе.

С 1 по 10 сентября 2020 года был проведён мониторинг уровня освоения образовательных программ по учебным предметам «Алтайский язык», «Алтайская литература» и состояния преподавания алтайского языка
в образовательных организациях Республики Алтай.

Как показывают статистические данные, в 89 дошкольных организациях (55%) и в 132 (73%) школах региона преподаётся алтайский язык и алтайская литература.

Доля обучающихся, изучающих алтайский язык в 2020-2021 учебном году составляет 30% от общего числа – это 11618 обучающихся, из них:

- 7404 обучающихся изучают алтайский язык по основной программе,

- 4214 человек изучают по программе «Алтайский язык как государственный язык Республики Алтай».

В среднем профессиональном образовании в обязательном порядке алтайский язык изучается на I курсе в БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж» (95 чел.) и БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж им. Гнездилова» (650 чел. на 1 курсе, 200 чел. на 2 курсе). Общее количество студентов, изучающих алтайский язык, составляет 945 человек. В ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет» на факультете алтаистики и тюркологии осуществляется подготовка учителей алтайского языка и литературы. Общее количество студентов – 186 человек.

Ежегодно в муниципальных образованиях республики проводится мониторинг языковой ситуации. В текущем году научными сотрудниками БНУ РА «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова» мониторинг был проведён в Турочакском и Чойском районах региона.

Члены группы при сборе анкетного материала руководствовались внутри институтским положением «Инструкция по охране труда для работников, направляемых в служебную командировку», в связи с распространением COVID-19 и опасностью инфицирования члены группы были снабжены средствами индивидуальной защиты. Все интервью с респондентами проводились на свежем воздухе с соблюдением социальной дистанции.
Согласно программе, проведение мониторинга языковой ситуации в Республике Алтай нацелено на выявление состояния алтайского языка в указанных муниципальных образованиях. В этой связи в ходе проведения опросов использовалась следующая квотная выборка:

1) 16-22 – соответствует возрасту обучающихся в образовательных учреждениях (молодежь: школьники и студенты), всего 52 чел.;

2) 23-35 – соответствует возрасту создания семьи и росту социальных статусов (средний возраст: молодые специалисты), всего 96 чел.;

3) 35-59 – соответствует зрелому возрасту (средний возраст: специалисты со стажем), всего 100 чел.;

4) от 60 и старше – пожилому возрасту (пенсионеры), всего 52 чел.

Всего приняли участие 300 респондентов: 150 − из Турочакского района, 150 – из Чойского района.

Результаты опроса населения Турочакского и Чойского районов показали, что для 19% респондентов языком внутрисемейного общения является алтайский язык. 100% опрошенных считают, что необходимо изучение алтайского языка в школе детьми алтайской национальности.

83% респондентов положительно относятся к изучению алтайского языка детьми другой национальности.

С 11 по 30 мая 2020 года в онлайн-режиме через Google платформу проведён мониторинг состояния удовлетворённости родителями (законными представителями) качеством преподавания алтайского языка в общеобразовательных организациях Республики Алтай. В исследовании приняли участие 3642 родителя (законных представителя). Обработка результатов мониторинга в целом показала, что:

- условия в школе, необходимые для преподавания алтайского языка и литературы, созданы на 50%;

- более 70% родителей (законных представителей) удовлетворены результатами уроков, занятий по алтайскому языку и литературе;

- более 80% респондентов отметили, что удовлетворены качеством преподавания алтайского языка и литературы;

- около 40% обучающихся с интересом посещают уроки по алтайскому языку и алтайской литературе, такой же % детей относятся к предметам так же, как и к большинству других учебных предметов;

- в общеобразовательных учреждениях мероприятия, посвящённые алтайскому языку и литературе, национальным праздникам, традициям национальной культуры, проводятся на постоянной основе.

Таким образом, результаты мониторингов показали, что в целом уровень заинтересованности населения в изучении алтайского языка их детьми достаточно высок (около 95%). В настоящее время в системе образования Республики Алтай созданы условия для преподавания родного (алтайского) языка в 73% общеобразовательных организациях. На региональном уровне приняты нормативные правовые акты, направленные на регулирование вопросов сохранения, развития и использования, поддержки изучения в образовательных организациях алтайского языка и предметов этнокультурной направленности.

Результаты мониторинговых исследований ежегодно рассматриваются на коллегии Министерства образования и науки Республики Алтай, заседаниях Совета по алтайскому языку при Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай.


Возврат к списку

Дата обновления страницы: 24.04.2019 16:03:06

Орфографическая ошибка в тексте


Текст, содержащий ошибку: