О ходе реализации мероприятий по повышению заработной платы работников отраслей бюджетной сферы
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Типовая форма отчетности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596-606
О ходе реализации мероприятий по повышению заработной платы работников отраслей бюджетной сферы
В целях исполнения пункта 16 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 31 января 2014 г. №ДМ-П13-740 по исполнению подпункта «б» пункта 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 18.01.14г. № Пр-83 по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, 23 декабря 2013 года,
«проанализировать ход реализации мероприятий по повышению заработной платы работников отраслей бюджетной сферы, оценить потребность в средствах на указанные цели (с учетом всех источников финансирования, в том числе с учетом средств, высвобождаемых в результате оптимизации неэффективных расходов и сокращения бюджетной сети), а также представить согласованные предложения по объемам и источникам финансирования указанных мероприятий» Правительство Республики Алтай сообщает.
По результатам анализа макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Алтай доля фонда оплаты труда работников бюджетной сферы в общем фонде оплаты труда в регионе стабильно увеличивается (в 2011 году – 57,8%, по итогам 2013 года – 68,1%), что значительно увеличивает нагрузку на консолидированный бюджет Республики Алтай и создает дополнительные трудности при реализации положений Указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда работников бюджетной сферы. При этом оплата труда работников в структуре валового регионального продукта Республики Алтай высока и составляет более 55%, что на 11 процентных пунктов превышает аналогичный показатель по Российской Федерации.
По данным Территориального органа Федеральной службы статистики по Республике Алтай (далее – Алтайстат) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата 1 работника по Республике Алтай за 2013 год составила 20574,7 руб., что на 12,4% выше, чем в предыдущем году, в том числе по отдельным отраслям социальной сферы:
образование - 12504,1 руб. (рост 127,9%);
здравоохранение и предоставление социальных услуг – 15860,9 руб. (рост 117,4%);
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 11566,7 руб. (рост 113,8%).
Заработная плата в отраслях социальной сферы в Республике Алтай в 2013 году росла более быстрыми темпами по сравнению с заработной платой в целом по республике. Это обусловлено принимаемыми Правительством Республики Алтай, а также муниципальными образованиями в Республике Алтай, мерами по поэтапному повышению средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, до целевых ее значений, а также по повышению оплаты труда всех работников бюджетной сферы.
На повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в Республике Алтай в 2013 году направлено 504,0 млн.рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 286,1 млн. рублей.
Правительством Республики Алтай в целях реализации мероприятий Указов Президента РФ в 2013 году приняты следующие решенияпо повышению оплаты труда следующих категорий работников бюджетной сферы:
- педагогические работники общеобразовательных организаций - с 01.01.2013 г. на 20%;
- педагогические работники дошкольного образования - с 01.01.2013 г. – на 35%,с 01.04.2013 г. на 33%, с 01.10.2013 г.на 5,5%;
- педагогические работники дополнительного образования - с 01.01.2013 г. и с 01.04.2013 г – на 10%,.с 01.10.2013 г. на 5,5%;
- педагогические работники, работающие с детьми-сиротами и педагогические работники НПО и СПО, врачи, средний медицинский персонал и младший медицинский персонал -с 01.04.2013 г – на 10%,.с 01.10.2013 г. на 5,5%;
- социальные работники - с 01.01.2013 г. – на 35%,с 01.10.2013 г. на 5,5%;
- работники культуры -с 01.04.2013 г – на 15% в государственных учреждениях, на 18% в муниципальных учреждениях, с 01.10.2013 г. на 5,5%;
- научные сотрудники - с 01.04.2013 г – на 35%,.с 01.10.2013 г. на 5,5%.
Потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий по повышению оплаты труда, предусмотренных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761, и Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Указы) на 2014 год составляет 499,3 млн.рублей (с учетом потребности на обеспечение реализованного повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в 2013 году1 003,3млн.рублей).
В целях финансового обеспечения указанных мероприятий в консолидированном бюджете Республики Алтай на 2013 год предусмотрены средства в объеме 332,5 млн.рублей, из них средства федерального бюджета – 247,2млн.рублей.
Объем недостающих финансовых ресурсов на реализацию мероприятий Указовпо повышению средней заработной платы в 2014 году составляет166,8 млн.рублей.
По предварительным расчетам на финансовое обеспечение мероприятий Указов Президента РФ в части повышения заработной платы отдельным категориям работников потребуется в 2015 году -1507,5 млн.рублей, в 2016 году – 1925,9 млн.рублей (нарастающим итогом с учетом решений, принятых с 2013 года).
В Республике Алтай в течение 2013 года в целях приоритизации бюджетных расходов, на основе 12 государственных программ сформирован бюджет на 2014- 2016 годы в программном формате, проведена глобальная инвентаризация расходных полномочий, определены приоритеты расходов, структурированы цели, задачи и мероприятия.
В результате мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, проводимых в течение 2013 года, получена экономия бюджетных средств 486,3 млн.рублей, из них за счет совершенствования системы государственных закупок - 197,9 млн. рублей, расходы на бюджетные инвестиции сокращены на 237 млн.рублей, на прочие текущие расходы на 25,1 млн.рублей, увеличены поступления от приносящей доход деятельности более чем на 60 м лн.рублей.
В 2014 году Правительством Республики Алтай планируется:
- принять меры, направленные на оптимизацию расходов на финансовое обеспечение государственного задания, используя механизм нормативно- подушевого финансирования оказания государственных услуг;
- осуществлять мероприятия по оптимизации сети подведомственных учреждений за счет ликвидации или преобразования малоэффективных учреждений;
- обеспечить дифференциацию оплаты труда основного и прочего персонала подведомственных учреждений, а также оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал путем установления предельной доли расходов на их оплату труда в общем фонде оплаты труда работников подведомственного учреждения;
- увеличение доли средств, полученных от предпринимательской деятельности, направляемых на оплату труда и стимулирующие выплаты;
- сокращение численности административно-управленческого персонала, снижение числа специалистов, занятых неполный рабочий день.
Проведение масштабной работы по пересмотру бюджетных расходов в дальнейшем проблематично по следующим причинам:
- большая доля первоочередных и социально-значимых расходов (67%);
- необходимость финансового обеспечения решений судов:
о внеочередном обеспечении детей-сирот жильем,
о приведении объектов социальной сферы в соответствие с требованиями надзорных органов,
по выплате минимальной заработной платы с учетом компенсационных выплат.
В то же время рост дотации на выравнивание для Республики Алтай на 2014 год предусмотрен на уровень ниже инфляции - 4% (289,5 млн.рублей), что согласно показателей региональных дорожных карт при среднем росте фонда оплаты труда на 15% приведет к новому витку сокращения прочих расходов.
Возможность реализации других, наиболее значимых мероприятий Указов, таких как увеличение охвата детей дошкольным образованием, обеспечение многодетных семей земельными участками с инфраструктурой также сокращается.
Значительно возрастают расходы на содержание социальной сети, связанные со строительством, реконструкцией и возвратом детских садов. В бюджетных проектировках на 2014 год не предусмотрены расходы проведение ремонтов школ, софинансирование по федеральным программам.
Бюджетные ограничения, связанные с высокодотационностью республики, не позволяют привлекать кредитные ресурсы для решения обозначенных проблем.
Действуя в условиях ограниченности финансовых ресурсов, меры по оптимизации бюджетных расходов будут осуществляться в постоянном режиме, но возможности Республики Алтай по сокращению расходов уже исчерпаны, дальнейшее сокращение может вызвать невыполнение действующих расходных обязательств, увеличение долговой нагрузки и снижение устойчивости бюджета.
В этих условиях республике необходима финансовая поддержка федерального бюджета.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ