Об обеспечении своевременного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках государственной поддержки
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Типовая форма отчетности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596-606
Об обеспечении своевременного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках государственной поддержки
По абзацу четвертому подпункта «а» пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 января 2014 года № Пр-78 по итогам конференции «Форум действий» Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» от 5 декабря 2013 г., Правительство Республики Алтай представляет предложения по обеспечению своевременного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках государственной поддержки:
1. Федеральным законом от 23.07.2013 N 236-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» предусмотрена возможность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях, настоящие изменения вступают в силу с 21.01.2014 г.
Министерством сельского хозяйства Российский Федерации на рассмотрение Правительства Российской Федерации вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка и критериев отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям». В соответствии с правилами ВТО, поддержка таких территорий не ограничена.
Такой вид поддержки упоминается и в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012г. N 717, как одно из мероприятий по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО и по нейтрализации рисков реализации Госпрограммы.
К сожалению, приходится констатировать, что сегодня данные правовые нормы носят декларативный характер. Ни органы управления АПК субъектов РФ ни сельхозтоваропроизводители не знают: как на практике будет реализован данный механизм, и какой объем финансовых средств будет направлен на предоставление указанных преференций?
Необходимо в срочном порядке наполнить работу в данном направлении конкретным содержанием, определить перечень территорий, финансовые объемы преференций и долгосрочные направления государственной поддержки. Полагаем, что активизация работы позволит повысить привлекательность сельского хозяйства для инвестиций в регионах (территориях) указанной группы.
2. Сегодня государственная поддержка является одним из факторов, формирующих доходность сельскохозяйственного производства, а в ряде регионов она имеет решающее значение, благодаря которому сельское хозяйство становится рентабельным.
Мы твердо убеждены, что принципы оказания государственной поддержки АПК субъектов РФ из средств федерального бюджета должны учитывать дифференциацию регионов по природно-климатическим условиям хозяйствования (в т.ч. ограниченность сельхозугодий, невозможность наращивать объемы производства продукции и поголовье скота экстенсивным путем), по уровню дотационности региональных бюджетов. Это позволит решать одну из основных государственных задач - нивелирование различий в затратах на производство сельскохозяйственной продукции, обусловленных объективными факторами, что создаст сельскохозяйственным товаропроизводителям и инвесторам равные стартовые условия.
3. В связи с вступлением в силу с 03.07.2013г. Федерального закона от 02.07.2013 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и юридические лица не вправе требовать предоставление первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях.
Указанные нововведения запрещают органам управления АПК субъектов РФ требовать от сельхозтоваропроизводителей предоставления первичных статистических данных, в том числе при оказании государственной поддержки из средств федерального бюджета.
Вместе с тем, бюджетное законодательство требует от распорядителя бюджетных средств контроля целевого использования и оценки эффективности предоставленных сельхозтоваропроизводителям субсидий. В данной ситуации органы АПК, при взаимодействии с сельхозтоваропроизводителями, вынуждены перейти на ведомственные формы отчетности.
В свою очередь, субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов РФ на основании заключаемых с Минсельхозом России соглашений, в которых указываются показатели результативности предоставления субсидий региону. Значения показателей результативности определяются на основе обобщенных по региону данных официального статистического учета.
Таким образом, возникает ситуация слома «информационной вертикали», когда, с одной стороны, субъекты РФ не имеют доступа к первичной статинформации, формируемой сельхозтоваропроизводителями, с другой стороны, деятельность регионов оценивается Минсельхозом России на основании данных официального статистического учета. Данная ситуация чревата искажением информации как на стадии ведомственного, так и на стадии статистического учетов, что может повлечь за собой принятие неэффективных управленческих решений в вопросах отраслевого развития и в вопросах оказания государственной поддержки.
На основании вышеизложенного считаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» в части обеспечения доступа федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к информации, содержащей первичные статистические данные, при оказании государственной и/или муниципальной поддержки.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ