О формировании единого порядка исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него отдельных периодов трудовой деятельности, а также о зачислении в местные бюджеты доходов от налогов, поступающих от предприятий производственной сферы в период от одного
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Типовая форма отчетности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596-606
О формировании единого порядка исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него отдельных периодов трудовой деятельности, а также о зачислении в местные бюджеты доходов от налогов, поступающих от предприятий производственной сферы в период от одного
• В целях обеспечения исполнения поручения, предусмотренного перечнем поручений Президента Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № Пр-2762 и поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 года № ДМ-П17-8821: «пп.2а) подготовить и представить в установленном порядке предложения по формированию единого порядка исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него отдельных периодов трудовой деятельности;
б) проработать вопрос о возможности зачисления в местные бюджеты доходов от налогов, поступающих от предприятий производственной сферы в период от одного года до 3 лет со дня создания (регистрации) соответствующего предприятия» Правительство Республики Алтай сообщает следующее.
В связи с увеличением перечня вопросов местного значения в течение последних лет соответственно увеличился и объем расходных обязательств му ниципальных образований в Республике Алтай, не обеспеченных соответствующими источниками доходов в виду того, что перераспределение налоговых источников доходов между уровнями бюджетной системы практически не производилось.
Кроме того, имеют место случаи, когда ряд федеральных законов устанавливает полномочия органов местного самоуправления, выходящие за пределы вопросов местного значения, определенных статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ). Данные полномочия не переданы органам местного самоуправления в установленном порядке в качестве делегированных федеральных государственных полномочий, например:
а) регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства при отсутствии органов миграционного учета (статья 4 Закона Российской Федерации 25.06.1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»);
б) осуществление отдельных полномочий собственника в отношении государственных земель до разграничения государственной собственности на землю (пункт 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
в) проведение конкурса по выбору управляющей компании, создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами, включая контроль деятельности управляющих компаний (часть 4 статьи 161, статья 165 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее – ЖК РФ); установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом (статьи 156 и 158 ЖК РФ); перевод жилых помещений в нежилые, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (статья 14 ЖК РФ); формирование земельных участков под многоквартирными домами (статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»);
г) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, контроль использования и охраны недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и иные полномочия органов местного самоуправления в сфере недропользования (статья 5 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-I «О недрах»);
д) приём местной администрацией денежных средств от граждан в счет уплаты налогов при отсутствии банка (статья 58 Налогового кодекса Российской Федерации);
е) регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (статья 303 Трудового кодекса Российской Федерации);
ж) выдача разрешений на вступление в брак лицам, не достигшим возраста 16 лет (часть 2 статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации).
Более того, в настоящее время имеются случаи установления полномочий органов местного самоуправления подзаконными правовыми актами – например, ведение книг похозяйственного учета (Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.10.2010 года № 345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов»). В условиях ввода в действие новой формы статистического наблюдения «Сведения о жилищном фонде» № 1-жилфонд, возникает потребность ведения книг похозяйственного учета в более детальном формате.
Учитывая, что реализация перечисленных полномочий на территории Республики Алтай является функциональной нагрузкой на работников органов местного самоуправления поселений, необходимо увеличение их численности в среднем на две штатные единицы на поселение, на что потребуется дополнительно 47,5 млн. рублей в год.
Отдельные полномочия поселений требуют значительных финансовых ресурсов, например, это обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Строительство жилого фонда включает комплекс мероприятий, в том числе, подготовку проектно-сметной документации с соблюдением всех требований надзорных органов, проведение конкурсных процедур и надзора за строительством. Подавляющая часть поселений не имеет как специалистов, обладающих необходимой квалификацией, так и требуемых финансовых ресурсов.
Соответственно, данное полномочие практически не исполняется. В настоящее время строительство жилья осуществляется в основном органами местного самоуправления районов и городских округов в рамках софинансирования по федеральным программам (жилье для молодых семей, для специалистов в сельской местности, инвалиды, участники ВОВ и прочие).
На сегодняшний день в очереди в Республике Алтай состоят 4715 малоимущих семей, на обеспечение которых жильем необходимо 8 325 млн. рублей.
Представляется целесообразным закрепить за уровнем муниципальных районов и городских округов полномочия в части предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях своевременного реагирования и принятия мер, а также эффективного использования бюджетных средств. Расходы поселений в Республике Алтай по данному направлению в 2013 году составили 5,1 млн.руб. Оценить дополнительную потребность по данному направлению затруднительно в связи с непредвиденным характером расходов.
Затруднение вызывают вопросы местного значения, по которым отраслевое правовое регулирование либо схематично, либо недостаточно полно определяет пределы ответственности органов местного самоуправления в соответствующей сфере (благоустройство территории, транспортное обслуживание, общественное питание, торговля и бытовое обслуживание, обеспечение жителей услугами учреждений культуры и т.д.). Например, перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья, установленный статьей 17 нового Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», сформулирован таким образом, что трудно понять, какова их компетенция и пределы её осуществления по решению соответствующего вопроса местного значения, установленного положениями Федерального закона № 131-ФЗ.
В ряде случаев формулировки как базового, так и отраслевого законодательства при описании вопросов ведения разных уровней власти практически идентичны или схожи. В результате невозможно определить границы компетенции и ответственности каждого уровня публичной власти в соответствующей сфере общественных отношений.
Это касается, например, культуры, искусства, народных художественных промыслов, работы с детьми и молодежью. Данные полномочия также целесообразно было бы передать на уровень муниципальных районов. Ориентировочный объем расходов, необходимых для реализации полномочий по развитию культурного потенциала и здорового образа жизни составляют 149,1 млн. рублей в год.
Что касается финансового обеспечения расходных обязательств местных бюджетов в целом, то в связи с дотационностью муниципальных образований в Республике Алтай вопросы местного значения исполняются не в полной мере, а большая часть расходов бюджетов направляется на заработную плату органов местного самоуправления и работников муниципальных учреждений.
Так, расходы на содержание органов местного самоуправления сельских поселений для осуществление исполняемых ими полномочий (далее - расходы на управление) в 2013 году составили 206,7 млн.руб., из них 162,9 млн.руб. на заработную плату с начислениями, или 78,8 %. У 25 сельских поселений доля расходов на заработную плату с начислениями составила более 90%, у 32 сельских поселений – более 80 %.
Доля налоговых и неналоговых доходов в расходах на управление в сельских поселениях составляет в среднем 95%, в то же время у половины сельских поселений собственными доходами обеспечиваются менее 50% расходов на управление.
В связи с тем, что в условиях высокой дотационности Республики Алтай изыскать финансовые ресурсы в целях финансового обеспечения исполнения вопросов местного значения в соответствии с требованиями действующего законодательства не представляется возможным, необходимо увеличение объема Федерального фонда финансовой поддержки регионов.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ