О реализации плана мероприятий («дорожная карта») "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)" в Республике Алтай
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Типовая форма отчетности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596-606
О реализации плана мероприятий («дорожная карта») "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)" в Республике Алтай
В целях реализации пункта 4 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 22 апреля 2013 г. № ДМ-П12-2713 Правительство Республики Алтай представляет информацию о контроле реализации плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)» в Республике Алтай.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Распоряжением Правительства Республики Алтай от 28 февраля 2013 года № 131-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Алтай» и установлены контрольные показатели ее успешной реализации.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации установлена форма мониторинга реализации «дорожной карты», в соответствии с которой Министерством труда и социального развития Республики Алтай ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляются сведения.
Реализация Указов Президента Российской Федерации находится на контроле у Правительства Республики Алтай.
Ежеквартально информация о ходе реализации «дорожной карты» представляются в Министерство финансов Республики Алтай и Министерство экономического развития и инвестиций.
Численность населения Республики Алтай составляет 210 344 человека, при этом 70 % населения проживает в сельской местности и 30 % - в г. Горно-Алтайске.
Деятельность Министерства труда и социального развития осуществляется в рамках государственной программы Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года № 246, а также в соответствии с утвержденным Планом мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Алтай (2013-2018 годы)» (далее - «дорожная карта»), утвержденной распоряжением Правительства Республики Алтай от 28 февраля 2013 года № 131-р.
Инфраструктура учреждений социального обслуживания пожилых граждан, детей, инвалидов, детей-инвалидов республики включает 18 государственных учреждений:
4 стационарных учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов;
2 стационарных учреждения социального обслуживания для детей;
1 автономное учреждение Республики Алтай «Комплексный центр социального обслуживания населения»;
11 бюджетных учреждений социальной поддержки населения, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Алтай.
Финансирование учреждений с 2006 года осуществляется на основе программно-целевого метода, что дает наибольший эффект обеспечения доступности и качества социальных услуг для населения республики.
• Реализация региональной дорожной карты в сфере социального обслуживания населения в 2013 году.
За период с 1 по 4 кварталы 2013 года в учреждения социального обслуживания населения обратились:
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
||||
Обращений |
Обслужено |
Обращений |
Обслужено |
Обращений |
Обслужено |
Обращений |
Обслужено |
14182 |
11345 |
24309 |
18933 |
32323 |
26030 |
41277 |
33903 |
Из общего числа обслуженных:
- граждане пожилого возраста и инвалиды –75,2%;
- дети-инвалиды – 0,7%;
- семьи с детьми – 18 %;
- лица без определенного места жительства – 0,03%;
- другие категории граждан, в том числе одинокие трудоспособные граждане, члены семей наркозависимых – 6,07%.
Меры оптимизационного характера.
В 2011 году в целях оптимизации расходов на содержание административно-управленческого аппарата и сокращения штатной численности работников социальной сферы в Республике Алтай произведена ликвидация муниципальных Комплексных центров социального обслуживания и Отделов социальной защиты населения при администрациях муниципальных образований. В результате созданы единые государственные учреждения – «Управление социальной поддержки населения», включающие в себя отделения по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения, сокращена общая численность работников на 69 чел., численность муниципальных служащих на 48 чел. Экономия средств в сумме 3.8 млн. руб. в 2012 году направлена на обеспечение комплексной безопасности и улучшение санитарно-эпидемиологического состояния объектов социального обслуживания.
Во всех учреждениях социального обслуживания предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам осуществляется на основании оценки индивидуальной нуждаемости.
В целях определения единых критериев для вынесения объективных решений о приеме граждан на социальное обслуживание, определения формы, условий и продолжительности предоставления социального обслуживания, видов социальных услуг Приказом Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 8 октября 2013 года № П/211 утверждено Положение об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социального обслуживания.
Приказом Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 21 июня 2013 года № П/99 «О методике учета социальных услуг, предоставляемых на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам», утверждена методика определения норматива количества социальных услуг, предоставляемых 1 социальным работником в течение одного месяца; методика расчёта стоимости социальных услуг, предоставляемых на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Введенная методика позволила повысить результативность работы социального работника, улучшить качество выполнения должностных обязанностей и обоснованность оплаты, стимулирования труда работников.
В настоящее время в целях оптимизации бюджетных расходов наиболее применимым является передача услуг по организации питания учреждениями социального обслуживания на аутсорсинг. На сегодня аутсорсинг услуг по организации питания реализуется в одном учреждении, в течение 2014 года еще одно учреждение с круглосуточным пребыванием детей планирует передать данную услугу на исполнение сторонней организации.
Приняты меры оптимизационного характера в отношении Бюджетного учреждения Республики Алтай «Дом-интернат для престарелых и инвалидов №3»(на 25 мест), учреждения с высокой степенью пожарной опасности, являющегося затратным для содержания при малой комплектации и загруженности.
Переезд и расселение жильцов осуществлен 25 сентября 2013 года в здание Республиканского психоневрологического интерната в г. Горно-Алтайске, которое, в свою очередь, в 1 квартале 2014г. планируется перевести в освобождающиеся помещения Пограничного управления ФСБ России по Республике Алтай с размещением в нем инвалидов на 150 мест.
Выполнение данного мероприятия позволит расширить коечную сеть учреждений на 32 единицы и увеличить площадь проживания до установленных нормативов, с 5.2 кв. метров до 7.0 кв. метров и ликвидировать очередность на стационарное обслуживание.
Рассматривается вопрос перевода казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в освобождающиеся помещения Бюджетного учреждения Республики Алтай «Республиканский психоневрологический интернат». Данные мероприятия позволят сократить расходы на содержание зданий и на административный персонал в сумме 1.2 млн. рублей и довести площадь необходимых помещений до нормативной.
Ввиду того, что в республике функционирует оптимальное количество учреждений социального обслуживания (1 ПНИ, 3 ДПИ общего типа, 1 –реабилитационный центр для детей-инвалидов, 1 – социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 1 – республиканский комплексный центр социального обслуживания) структура коечной сети учреждений для пожилых и для семей с детьми в оптимизации не нуждается.
В целях исполнения рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (протокол селекторного совещания в режиме видиоконференции с заместителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам от 20 сентября 2013 года) своевременно вносятся соответствующие изменения, связанные с пересмотром нормативов численности различных категорий работников в нормативные документы Министерства.
Штатные расписания учреждений социальной защиты республики формируются в соответствии с нормативами численности работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденными Министерством труда и социального развития Российской Федерации .
Меры по повышению кадрового потенциала работников учреждений социального обслуживания.
В целях формирования резерва управленческих кадров для замещения руководящих должностей в 3-х учреждениях: Дом-интернат для престарелых и инвалидов №2; Республиканский психоневрологический интернат, Комплексный центр социального обслуживания населения,- Министерством труда и социального развития Республики Алтай разработан план формирования резерва управленческих кадров на 2014 год.
С апреля 2013 года по 1 июля 2013 года проведена работа по заключению трудовых договоров с руководителями подведомственных учреждений в соответствии с типовой формой трудового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329. Работа по данному направлению завершена.
В 2013 году курсы повышения квалификации прошло 140 чел., из них 24 специалистов по социальной работе.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, своих и супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за 2013 года сданы всеми директорами в установленные сроки.
Совершенствование системы оплаты труда
На основании методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденных приказом Минтруда России от 1 июля 2013 года № 287, Министерством труда и социального развития Республики Алтай разработаны и утверждены приказом от 2 сентября 2013 года № П- 164 «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Алтай, и критериев оценки работы их руководителей» :
-целевые показатели эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Алтай, и критерии оценки работы их руководителей;
-показатели эффективности деятельности работников государственных учреждений социального обслуживания, из числа основного персонала и критерии их оценки;
-условия премирования руководителей государственных учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Алтай;
-при министерстве создана комиссия по оценке выполнения целевых показателей эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Алтай.
Условия премирования работников из числа основного персонала государственных учреждений социального обслуживания, поручено разработать и утвердить директорам бюджетных учреждений Республики Алтай.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 в части повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Республике Алтай в 2013 году произведено увеличение объема бюджетных ассигнований на 35 процентов с 1 января в части оплаты труда социальных работников и на 5,5 процентов увеличены должностные оклады всем работникам учреждений социального обслуживания населения с 1 октября.
За 2013 год средняя заработная плата социальных работников составила 10390,0 рублей, что составляет 49%. Средняя заработная плата педагогических работников -15175,6 рублей, что составляет 71,6 %. При утверждённых годовых показателях 47,5% и 55,4%.
В течение 2013 года Правительством Республики Алтай и Министерством труда и социального развития Республики Алтай были предприняты все меры по выполнению мероприятий «Дорожной карты» в части повышения заработной платы.
Приказом Министра установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей государственных учреждений и средней заработной платы работников государственных учреждений в кратности до 5.
По итогам работы за 2013 год отношение кратности достигло 2,9. Средняя заработная плата руководителя составила 38369,6 рублей, средняя заработная плата работников составила 10993,5 рублей.
В целях перехода на нормативно-подушевое финансирование Министерством труда и социального развития Республики Алтай утвержден приказ «Об утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат на содержание имущества казенных, бюджетных, автономных учреждений, подведомственных Министерству». Финансовое обеспечение в подведомственных учреждениях Министерству с 2010 года осуществляется на основании государственного задания.
Формирование независимой системы оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги в Республике Алтай
В целях формирования независимой системы оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги, проведена следующая работа:
• принято распоряжение Правительства Республики Алтай от 28.06.2013 года № 401-р «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Алтай по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги на 2013-2015 годы», которым Министерство труда и социального развития РА определено уполномоченным органом Правительства РА по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы;
• приказом от 2 августа 2013 года № П/128 «О создании Общественного совета по вопросам формирования независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта на 2013- 2015 годы в Республики Алтай» п ри уполномоченном органе создан Общественный совет;
• на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487–р «План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы» разработаны планы мероприятий по внедрению независимой оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги во всех муниципальных образованиях, министерствах и ведомствах социальной сферы, а так же составлены перечни учреждений и организаций, оказывающих социальные услуг;
• заседание Общественного совета по вопросам формирования независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта на 2013- 2015 годы в Республики Алтай состоялось 27 августа 2013 года, где избран председатель, определены пилотные Муниципальные образования: МО «г. Горно-Алтайск, МО «Майминский район», утвержден план-график на 2013 год по проведению независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания.
• на заседании Общественного совета Протоколом № 1 от 27.08.2013 г. утвержден Порядок проведения независимой оцени качества учреждений социального обслуживания, критерии и показатели для проведения оценки, выбраны 3 стационарных и 3 нестационарных государственных учреждения в сфере социального обслуживания для проведения оценки в 2013 году по утвержденному порядку и критериям. Утверждено положение об Общественном совете по вопросам независимой оценки качества работы учреждений и проекты опросных листов получателей социальных услуг и персонала, оказывающего эти услуги.
• на основании Протокола № 1 от 27.08.2013 г. Общественного совета по вопросам формирования независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487–р и на основании опыта работы пилотных регионов России, во всех министерствах и ведомствах социальной сферы созданы Общественные советы, разработаны порядки, критерии, выбраны по 2 подведомственных учреждения для проведения независимой оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги в разных сферах, в 2013 году.
• созданы попечительские (общественные, наблюдательны) советы: 18 в учреждениях, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Алтай, 16 в учреждениях, подведомственных Министерству образования, науки и молодежной политики, 1 в учреждении, подведомственном Министерству здравоохранения, и 3 в учреждениях, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту.
• приказами министерств, ведомств и администраций муниципальных образований в Республике Алтай созданы Общественные советы по независимой системе оценки качества учреждений, оказывающих социальные услуги.
• приказами министерств и ведомств созданы Общественные советы, утверждены положения о советах, порядок, критерии и показатели проведения независимой оценки качества работу подведомственных учреждений, оказывающих социальные услуги.
• протоколом № 2 от 27.12.2013 г. Общественного совета по вопросам формирования независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта утверждены результаты проведения в 2013 году независимой системы оценки качества работы 16 оцениваемых учреждений, оказывающих социальные услуги.
По пункту 1.5. Анализ качества и доступности предоставления социальных услуг населению (проведение социологического исследования среди получателей услуг организаций социального обслуживания)
В учреждениях социального обслуживания населения регулярно проводится анализ качества и доступности предоставления социальных услуг населению путем проведения социологических опросов по специально разработанным анкетам.
В состав анкет входят вопросы по выявлению удовлетворенности по полученной информации, качеством оказанной услуги, отношением специалистов учреждения к клиентам, а также удовлетворенностью результатами проведенной работы. Анкетирование проводится ежемесячно и ежеквартально. Анализ и обработка анкет проводится в программе «VORTEX».
По результатам проведённого социологического исследования в учреждениях социального обслуживания за 2013г. доля получателей услуг, удовлетворенных качеством и доступностью социальных услуг, составила 94,1 %, от общего количества обратившихся граждан в учреждения социального обслуживания, 5,9% - не удовлетворены качеством услуг (клиенты недовольны задержкой в оформлении документов на получение мер социальной поддержки, заменой путевки на санаторно-курортное лечение и переносом срока путевки, не удовлетворены полнотой предоставления услуг).
Граждане старше 80 лет желают получать все социальные услуги бесплатно. Из гарантированных услуг наиболее востребованы среди граждан пожилого возраста: уборка помещений, доставка продуктов, доставка лекарств. Из дополнительных услуг: мытьё окон, мытьё пола в ручную, доставка воды в баню. Оплата за социальные услуги клиентами учреждения составляет от 50 руб. до 1000 руб. в месяц в зависимости от необходимой потребности в количестве социальных услуг.
Среди граждан трудоспособного возраста востребованы услуги:
- получение консультации психолога, юриста, по мерам социальной поддержки, оформление документов, реализация ИПР, о материальной помощи, о социальных услугах, оказываемых учреждением, о реабилитации детей и взрослых и т.д.
- проведение бесед, занятий (индивидуальные, групповые занятия, занятия в кабинете психологической разгрузки).
По результатам проведенного социологического исследования по качеству предоставления социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания населения среди проживающих выявлено следующее:
93,7%-устраивает качество питания;
84,5%- устраивает качество предоставления медицинской помощи;
91% - устраивает работа социальных работников;
93 % - считают, что в учреждении обеспечена безопасность;
89 % - удовлетворены состоянием помещения для проживания;
86% - довольны организацией досуга;
90,5% - считают, что в достаточной мере обеспечены мягким инвентарём.
По пункту 5.7. Организация информационно-разъяснительной работы о системе социального обслуживания, видах и условиях предоставления социальных услуг
Министерством труда и социального развития Республики Алтай, всеми учреждениями социального обслуживания населения проводится информационно-разъяснительная работа о системе социального обслуживания, видах и условиях предоставления социальных услуг посредством публикаций в средствах массовой информации, проведения встреч с населением, в трудовых коллективах.
Материалы о мероприятиях, проводимых в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации, размещаются на официальном сайте Министерства труда и социального развития Республики Алтай.
В 7-ми учреждениях из 18 созданы интернет-сайты и организовано их системное сопровождение (39%).
Приказами Министерства утверждены 42 Административных регламента предоставления социальных услуг, где определен состав информации, подлежащей обязательному опубликованию.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ