Об использовании низкотоварной древесины, о проведениие санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах и о государственном лесном надзоре
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Типовая форма отчетности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596-606
Об использовании низкотоварной древесины, о проведениие санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах и о государственном лесном надзоре
• В целях исполнения подпунктов «а» - «е» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 г . № Пр-1037ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 11 апреля 2013 г ., Правительство Республики Алтай сообщает следующее:
а) создание условий, стимулирующих увеличение объемов использования низкотоварной древесины и отходов древесного сырья, в том числе в коммунальной и промышленной энергетике:
Министерством лесного хозяйства Республики Алтай практически решен вопрос использования низкотоварной древесины и отходов древесного сырья для отопления производственных помещений, подведомственных учреждений на шести предприятиях в Чойском, Онгудайском, Чемальском, Шебалинском, Усть-Канском и Турочакском районах.
При этом произведены реконструкции котельных при затратах от 300-500 тыс. рублей на 1 котельную с установкой шахтных котлов и использованием в качестве топлива опилок и кусковых отходов с высокой теплоотдачей, что позволяет утилизировать имеющиеся отходы лесопиления в полном объеме.
В 2014-2016 гг. планируется поэтапный перевод котельных социальной сферы многолесных районов республики, где имеются мощности по заготовке и переработке древесины в частности в Чойском и Турочакском районах.
б) своевременное проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах и вовлечение в хозяйственный оборот лесных насаждений, поврежденных вредными организмами.
В соответствии с Лесным планом Республики Алтай ежегодно необходимо проводить санитарно-оздоровительные мероприятия на площади 9326 га с объемом заготавливаемой древесины 261774 м3 . В течении 9 месяцев 2013 года на территории лесного фонда Республики Алтай проведено санитарно-оздоровительных мероприятий на площади 2538, 7 га , в результате которых заготовлено- 116269,0 м3 древесины, в том числе выборочные санитарные рубки 1028,7 га - 38296 м3 древесины, сплошные санитарные рубки 475,5 га - 51383 м3 древесины и уборка захламленности 1034,5 га – 26590 м3 .
Основных причин не реализации показателей лесного плана две:
- не востребованность низкосортной древесины;
- не доступность для наземных транспортных средств участков леса с пораженной вредителями и болезнями древесиной.
На территории Республики Алтай по состоянию на 1.10.2013 года действуют два очага хвое и листогрызущих насекомых.
Действующий с 2010 года на территории Турочакского лесничества очаг сибирского шелкопряда общей площадью находится в стадии кризиса и за 2013 год сократился на 17058 га и составляет сегодня 1620 га За весь период его действия в хозяйственный оборот были включены только 20 га , сплошные 15 га и 5 га выборочные санитарные рубки.
В связи с тем, что практически вся площадь действующих очагов сибирского шелкопряда расположена в водоохраной зоне реки Лебедь и её притоков, где проведение обработок наземными способами невозможно из-за недоступности, а авиационными, запрещено пунктом 3 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства России от 14.12.2010 года № 485 « Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов расположенных на особо защитных участках лесов» проведение мероприятий по их ликвидации за весь период не планировалось и не проводилось.
Обрабатывать очаги непарного шелкопряда, также действующие с 2010 года на территории Онгудайского лесничества также не планировалось, несмотря на значительные площади распространения, это экономически не целесообразно, так как угрозы гибели насаждениям нет, лиственница и береза легко восстанавливаются после одноразового объедания. Однако на сегодняшний день площадь очага увеличилась, как и прогнозировалось, и достигла 25785 га и в ряде мест возникла угроза гибели еловых насаждений. В результате Министерством лесного хозяйства Республики Алтай запланировано проведение мер борьбы в 2014 году на площади 923 га .
Остальные, 90% площади этого очага составляют крутые каменистые склоны по руслам рек Катуни, Урсула, Сумульты и Кадрина, где проведение мер ликвидации и локализации, как наземными, так и авиационными способами невозможно и экономически не обосновано.
В 2013 году при проведении экспедиционного лесопатологического обследования специалисты Российского центра защиты леса выявили на территории Республики Алтай очаги вторичного вредителя леса – уссурийского полиграфа на площади 5283 га , единственной мерой борьбы с которым является санитарная рубка.
На 2014 год в Турочакском районе на площадях доступных для освоения данные мероприятия уже запланированы.
в) пересмотр в сторону увеличения нормативов штатной численности уполномоченных организаций, осуществляющих государственный лесной надзор (лесную охрану), и лесопожарных формирований и укрепление их материально-технической базы.
В июле месяце 2013 года Министерством лесного хозяйства Республики Алтай для качественного исполнения переданных полномочий подготовлено письмо в Федеральное агентство лесного хозяйства об организационной структуре и нормативной численности лесопожарных формирований и государственного лесного надзора на территории Республики Алтай. Нормативная численность государственных лесных инспекторов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор, должна составлять 695 человек. В настоящее время эта численность составляет 105 человек. Общая численность лесопожарных подразделений на 01.01.2013 года составляла 331 человек, а с учетом доведения до нормативного уровня и полного выполнения намеченной программы технического перевооружения лесопожарных служб численность составит 378 человек. Общая потребность в дополнительных штатных единицах составляет 637 единиц, дополнительная финансовая потребность на увеличение нормативной численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Алтай, до 695 человек составляет 178,7 млн. руб. в год в ценах 2013 года.
г) обеспечение постановки лесных участков, вовлекаемых в оборот, на государственный кадастровый учет:
Требования в отношении проведения кадастрового учета лесных участков регулируется Федеральным Законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006г. №201-ФЗ. Стоимость кадастровых работ многократно превышает стоимость проектируемых лесных участков (лесоустроительные работы) для учета в государственном лесном реестре. Соответствующего финансирования для исполнения государственной функции в организации мероприятий по предоставлению лесных участков у органа лесного хозяйства не имеется. В связи с этим лесные участки предоставляются в основном без проведения их кадастрового учета, проектирование лесных участков осуществляется за счет средств заинтересованных лиц. Республика Алтай, являясь высоко дотационным субъектом Российской Федерации, финансирование на данные цели не выделяет. Кроме этого существует противоречие в федеральном законодательстве, которое не позволяет осуществить кадастровый учет ранее учтенных лесных участков после уточнения границ лесничеств в государственном земельном кадастре. В то же время принудительные меры в проведении кадастрового учета лесных участков к лицам использующих данные участки применить не возможно. Данные обстоятельства требуют внесения изменения в законодательство о земельном кадастре или в лесное законодательство. Министерство считает, что проведение кадастровых работ по уточнению границ лесничеств Республики Алтай должно проводиться с уточнением границ ранее предоставленных лесных участков за счет средств выделяемых Рослесхозом, путем включения в техническое задание на исполнение государственного контракта ранее предоставленных лесных участков, информация о которых вносится в отраслевую отчетность .
При согласовании границ лесных участков, которые ставятся на ГКН возникает проблема согласования границ с ТУ Росимущества, наделенного соответствующими полномочиями исполнения функций от имени собственника – Российской Федерации. Данное учреждение не принимает решения о согласовании границ лесных участков без согласия Росимущества.
д) проведение лесоустройства в границах лесных участков, предоставляемых в аренду, и актуализацию данных государственного лесного реестра:
Проведение лесоустроительных работ необходимо, как в следствии истечении срока достоверности лесоустроительных материалов, включая случаи досрочного проведения лесоустройства при масштабных изменениях возникших в следствии пожаров и др. негативных факторов, так и по результатам внесения изменений в распределении лесов на защитные, эксплуатационные и резервные. При этом лесоустройство в первую очередь должно проводиться в лесах вовлекаемых в эксплуатацию по договорам аренды лесных участков, в т.ч. в соответствии с инвестиционными проектами, а так же предоставляемых в постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование. В то же время отсутствие обновленных материалов лесоустройства не позволяет реализовать мероприятия по эффективному использованию лесов в целях заготовки древесины. Последнее лесоустройство проводилось по всем лесничествам, включая сельские леса в период 2000-2006г.г., тем не менее при подготовке проектов лесных участков и аукционной документации выявляются значительные расхождения фактического состояния лесов с материалами лесоустройства. Таким примером являются уточненные данные по формируемым лесным участкам при исполнении проектов с натурным обследованием в соответствии ст. 69 Лесного кодекса РФ специализированным лесоустроительным предприятием. У потенциальных арендаторов имеются сомнения о возможности последующих изменений условий договора аренды лесных участков в части размеров пользования лесными ресурсами, подготовленных на основании устаревших лесоустроительных материалов, так как в отдельных субъектах РФ имеется отрицательная практика прокурорского реагирования и решений судов.
По нашему мнению всю территорию лесничества, находящегося в зоне интенсивного использования лесов для заготовки древесины, а так же части территории лесничеств, в которых в соответствии с Лесным планом субъекта РФ установлены зоны целевого использования лесов для заготовки древесины, необходимо разбить на проектируемые лесные участки. При этом необходимо выделить лесные кварталы, расчет пользования по которым позволяет удовлетворить местные потребности в древесине. Совмещение внесения изменений в распределении лесов на защитные, эксплуатационные и резервные, таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, проводимых при лесоустройстве лесничеств в ранее установленных границах с проектированием лесных участков позволит улучшить качество проводимых работ, с учетом повышения ответственности конкретных исполнителей и заказчика лесоустройства.
В целях разработки программы лесоустройства Министерством в Рослесхоз направлена информация письмом от 30.05.2013г. № 2736. Так же в Рослесхоз направлены предложения по финансированию лесоустройства из федерального бюджета в целях формирования лесных участков общей площадью более 700 тыс. га, для предоставления их в аренду для заготовки древесины по инвестиционной заявке на территории Турочакского, Чойского и Улаганского районов, в соответствии с протоколом совещания при Правительстве Республики Алтай от 26.12.12г. В настоящее время от Рослесхоза поступила информация для подготовки материалов защиты субвенций из федерального бюджета на 2014-2016г.г., согласно которой на лесоустройство будет выделено около 40 млн. руб.
В соответствие приказа Рослесхоза от 22.01.2013г № 10 в субъектах РФ проводится опытная эксплуатация автоматизированной информационной системы «Государственный лесной реестр» (АИС ГЛР). АИС ГЛР разработана во исполнение Приказа Рослесхоза от 15.02.2012г. №53 "Об утверждении Порядка представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления" и Приказа Рослесхоза от 15.02.2012г №54 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра».
В настоящий момент лесничествами МЛХ РА в АИС ГЛР занесены данные по 1,2 и 3 кв. 2013г.
е) создание условий, стимулирующих лесопользователей к добровольной сертификации лесоуправления в соответствии с национальным и международным стандартами:
Министерством лесного хозяйства Республики Алтай совместно с Всемирным фондом дикой природы был проведен семинар на тему: «Устойчивое лесопользование в Алтае-Саянском экорегионе». В ходе которого была проведена разъяснительная работа о добровольной лесной сертификации.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ