О государственной инвентаризации лесов
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Типовая форма отчетности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596-606
О государственной инвентаризации лесов
• В целях исполнения подпунктов «а» - «д» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 01.09. 2013 г. № Пр-2039 по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 11 апреля 2013 г ., Правительство Республики Алтай сообщает следующее.
По подпункту «а»: эффективное проведение государственной инвентаризации лесов и ведение государственного лесного реестра.
Государственная инвентаризация лесов (ГИЛ) , в соответствии co статьей 90 Лесного кодекса РФ, проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Рослесхозом). Приказом Рослесхоза от 10.11.2011г. № 472 утверждены Методические указания по проведению государственной инвентаризации лесов. Согласно Методических указаний мероприятия ГИЛ состоят из следующих частей:
а) определение количественных и качественных характеристик лесов;
б) оценка мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов наземными способами;
в) дистанционный мониторинг использования лесов;
г) формирование федеральных информационных ресурсов.
В части определения количественных и качественных характеристик лесов Рослесхозом до 2013 года проведены мероприятия охватывающие территорию всех лесничеств Министерства лесного хозяйства Республики Алтай (далее- министерство), двух заповедников и леса на землях населенных пунктов всех районов. Однако информации о результатах данного мероприятия в республику не поступало.
Д истанционный мониторинг использования лесов проводился в 2010 году на территории Чойского лесничества, в период до утверждения Методических указаний ГИЛ. Часть объектов незаконного использования лесов, выявленных при проведении ГИЛ с применением космических снимков, в дальнейшем при натурном обследовании не подтвердились. Несоответствие объяснилось сложностью применения методов ГИЛ в горных условиях, видимо по этой причине д истанционный мониторинг использования лесов на территории республики в дальнейшем не применялся. Достоверной информации о планах Рослесхоза на ближайший период этому направлению ГИЛ в министерстве не имеется.
К федеральным информационным ресурсам, формируемым Рослесхозом на основе проводимых мероприятий ГИЛ, у министерства не имеется доступа.
Единственным мероприятием ГИЛ, которое возможно охарактеризовать с позиции исполнителя полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации в соответствии ст. 83 ЛК РФ, является оценка мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов . Данное мероприятие проводилось в период 2008-2013г. на территории 6 лесничеств (из 10) в составе министерства. Проведение данного мероприятия, с учетом объективной оценки качества исполняемых органами лесного хозяйства лесохозяйственных работ дает положительные результаты в части повышения уровня ведения лесного хозяйства и ответственности сотрудников как в отдельных лесничествах, так и в целом по министерству. Вместе с этим на наш взгляд отдельные требования Рослесхоза в части возможности корректировки адреса объекта проверки необходимо урегулировать, учитывая мнение лесничеств и исполнителя мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в лице государственных (автономных) учреждений, созданных именно для выполнения данных мероприятий и вынужденных их выполнять при недостаточном финансировании. Нормативы затрат по объектам работ до настоящего времени устанавливаются исходя из общего финансирования, которого явно недостаточно для выполнения программы установленной Лесным планом Республики Алтай. Единые научно обоснованные нормативы финансирования до настоящего времени отсутствуют. При этих условиях лесничество вынуждено принимать исполнение работ в соответствии с фактическими расходами автономных учреждений с определенными несоответствиями лесоводственным и техническим требованиям.
В соответствии с изложенным не возможно дать комплексную оценку эффективного проведения федеральным органом государственной инвентаризации лесов.
Ведение государственного лесного реестра (ГЛР) осуществляется в соответствии co статьей 91 Лесного кодекса , приказов Рослесхоза от 15 февраля 2012 г. N 53 г. "Об утверждении Порядка представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления", и N 54 г. "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра". Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Таким образом, ГЛР является информационной системой, причём в наиболее её структурно сложном виде – с разнородной информацией, с территориальным разделением элементов информационной системы, значительным количеством потенциальных пользователей с различными ролями в системе и допусками к данным.
Министерство лесного хозяйства Республики Алтай является органом осуществляющим ведение ГЛР в целом по республике. Однако необходимо отметить, что органами местного самоуправления, являющимися собственниками лесных земель на землях населенных пунктов, за исключением г. Горно-Алтайска, сведения для ведения ГЛР в министерство не предоставляются. В нормативных правовых актах законодательства, регулирующего деятельность органов местного самоуправления, отсутствуют полномочия по ведению ГЛР. Так же не урегулировано законодательством ведение ГЛР по лесам на земельных участках, не разграниченных по собственности.
В соответствие приказа Рослесхоза от 22 января 2013г №10 «О проведении опытной эксплуатации автоматизированной информационной системы «Государственный лесной реестр (АИС ГЛР)» для осуществления ведения Государственного лесного реестра в Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай использовалась АИС ГЛР разработки «Техносерв» (АИС расположена по url http://goslesreestr.ru/).
По результатам использования АИС ГЛР в Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай следует констатировать, что:
-программа предъявляет существенные требования к скорости интернет-канала. В большей части отделов-лесничеств скорость интернет-канала поднята в начале года до технически возможной, в связи с чем годовые лимиты по оплате за услуги связи по состоянию на октябрь исчерпаны. Однако и этих скоростей для штатной работы АИС ГЛР недостаточно. Изучались технические возможности подключения к интернету через операторов сотовой связи, Ростелеком и других проводных операторов, спутниковой связи. В результате проведённой работы выяснено, что повышение скорости и качества интернет-связи без существенных капитальных вложений невозможно.
- парк компьютерной техники в отделах-лесничествах не позволяет выделить рабочие станции из числа имеющихся под работу с АИС ГЛР, в связи с чем министерство закупало и направляло в отделы – лесничества укомплектованные рабочие станции (и оргтехнику, и программное обеспечение), но выделенного количества явно недостаточно.
- даже при достаточной скорости интернет-канала внесение материалов в АИС ГЛР занимает у сотрудников, ответственных за ведение АИС ГЛР, много служебного времени, в связи с чем следует пересмотреть должностные обязанности сотрудников в отделах-лесничествах. Также считаем нелогичной ситуацию, когда отчётные данные в разных вариантах вносятся в различные ИС, так например данные о договорах купли-продажи лесных насаждений вносятся в три различных информационных системы.
- техническая поддержка АИС ГЛР осуществлялась через ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект». Так был заключен госконтракт с ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» о технической поддержке АИС ГЛР на 1 квартал 2013г на сумму 1,2млн рублей. При этом собственно техподдержка свелась к ретранслированию задаваемых пользователями вопросов к разработчикам. Техподдержка со стороны разработчика работала медлительно, конструктивной реакции на замечания к работе системы мы как пользователи не увидели. При этом работа специалистов «Запсиблеспроекта» была полезна (проводились обучающие семинары, телефонные консультации), но масштаб этой работы был неадекватен заявленной стоимости.
- АИС ГЛР на данный момент реализовывает далеко не весь функционал, который требуется для полноценного ведения ГЛР. Например отсутствует возможность работы с картографической информацией и базой данных таксационных описаний, вносимые изменения в базу лесничества не отражаются в характеристике лесных участков, возможность подключения лесничеств (лесопарков) образованных на землях иных категорий.
В Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай нет подразделения, занимающегося вопросами разработки программного обеспечения и государственных информационных систем, поэтому Министерство лесного хозяйства Республики Алтай может только представить выводы непосредственно работающих с АИС ГЛР специалистов министерства и отделов-лесничеств:
- требуется пересмотр состава отраслевой отчётности для исключения дублирования вводимых данных и приведения её в соответствие отраслевым потребностям.
- архитектура АИС ГЛР требует кардинальной переработки с целью повышения быстродействия. Так, на уровне разработчика и систем фиксации доступа к базе данных ГЛР, следует технически обосновать необходимость ведения АИС ГЛР on - line , а также причины медлительности работы АИС ГЛР.
- необходимо выделение как минимум одной единицы в штатном расписании каждого отдела-лесничества и министерства для ведения ГЛР, при этом также следует пересмотреть должностные обязанности специалистов других структурных подразделений органов управления лесным хозяйством, документированная информация из которых предоставляется в ГЛР.
- абсолютно необходимо разрешение вопроса финансирования интернет-каналов и компьютерной техники.
- служба технической поддержки, осуществляемая по рекомендациям Рослесхоза лесоустроительными предприятиями, должна быть адекватной требованиям пользователей к информационной системе.
По подпункту «б»: Создание страховых фондов семян лесных растений.
Лесным планом Республики Алтай предусмотрен ежегодный объем заготовки семян лесных растений в количестве 5000 кг , из них 500 кг семена мелкохвойных пород (сосны, ели, лиственницы), 4500 кг – семена сосны кедровой сибирской.
Последний хороший урожай семян мелкохвойных пород был в 2002 году, было заготовлено 1095 кг .
За последние десять лет (2003 -2012 г .г.) в Горном Алтай было заготовлено 2265 кг мелкохвойных пород, в среднем в год 226, 5 кг .
Причиной недостаточного количества заготовки семян мелкохвойных пород является отсутствие урожая по причине гибели завязи от поздних весенних заморозков.
С учетом вышеизложенного, в Республике Алтай страховой фонд семян мелкохвойных пород будет сформирован в урожайный год.
Страховой фонд семян сосны кедровой сибирской с учетом периодичности семеношения три года необходимо создать в объеме 13500 кг . По причине отсутствия специальных хранилищ (холодильных камер) создать не можем.
Кроме того, в настоящее время средства федерального бюджета на заготовку лесных семян не выделяются.
По подпункту «в»: Усиление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), особенно в части касающихся лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.
Полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах осуществляются в соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай, утверждённым постановлением Правительства Республики Алтай от 19.07.2007г. № 147.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.04.2013 г. № 366 предельная численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Алтай составляет 105 человек. Приказом Минлесхоза Республики Алтай от 14.06.2013 г. № 255 утвержден перечень государственных лесных инспекторов Республики Алтай в количестве 105 человек. Фактическая численность по состоянию на 01.07.2013 г. также составляет 105 человек.
Следует отметить, что в 2006 году штатная численность государственных лесных инспекторов (лесной охраны) в Республике Алтай составляла 695 человек. При этом на личный состав лесной охраны ранее, кроме осуществления контрольно-надзорной деятельности было возложено выполнение всех переданных полномочий в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
В связи с этим, рассматривать нормативную численность органов, осуществляющих государственный надзор (лесную охрану), следует с учетом полномочий по всему перечню функций, включая:
- ведение государственного лесного реестра;
- организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга) и воспроизводства;
- осуществление надзора за деятельностью подведомственных учреждений и качеством всех лесохозяйственных и лесокультурных мероприятий.
Кроме того, за последние годы многократно возрос объем документооборота и отчетности (в отдельных случаях дублирующего характера). В общем балансе рабочего времени затраты на подготовку различного рода информации, писем, отчетов, ответов, докладов и т.п. составляет около 60 %.
На основании вышеизложенного для повышения эффективности охраны лесов от лесонарушений и лесных пожаров, Министерство лесного хозяйства Республики Алтай просит увеличить норматив штатной численности государственных лесных инспекторов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) до 695 человек.
Также учитывая, что территория Республики Алтай представляет собой горный район, входящий в состав Алтае-Саянской горной системы, сложно-пересечённый рельеф местности создаёт определённые трудности при проведении лесного и пожарного надзора.
Лесонарушения, совершаемые в лесном фонде, имеют характер выборочных рубок с объёмом вырубаемой древесины в одном месте от нескольких кубометров до нескольких десятков. Как правило, рубка производится в лесах, прилегающих к населённым пунктам и древесина вывозится немедленно, зачастую в ночное время.
При существующей системе охраны лесов, когда лесная охрана из-за низкой численности, оторвана от потенциальных мест совершения лесонарушений, раскрываемость преступлений снижается. Лесничества, как правило, располагаются в районных центрах, участковые в наиболее крупных населённых пунктах.
Применение авиации при патрулировании лесов с целью выявления лесонарушений из-за горного рельефа, характера лесонарушений малоэффективно, в тоже время дорогостоящее. При наземном патрулировании, на автомобилях, также из-за рельефа местности, труднодоступности лесных участков не даёт ожидаемого эффекта.
В предыдущие годы, до 2006 года, охрана лесов от лесонарушений, от пожаров осуществлялась лесниками, проживающими непосредственно в населённых пунктах прилегающих к участкам лесного фонда, что позволяло вести работу по профилактике преступлений и своевременному выявлению лесонарушений, лесонарушителей и привлечению их к ответственности, что обеспечивало неотвратимость наказания.
На территории республики расположено 247 населённых пунктов, практически все они или в непосредственной близости, или граничат с лесным фондом.
Также требуется укрепление материально-технической базы лесничеств:
- повышение уровня средней заработной платы инспекторов до среднего уровня по Республике Алтай с 15,8 тыс. руб. в месяц до 18,2 тыс. руб. (171,7 млн. руб. в год с учет начислений на заработную плату);
- приобретение новых автомобилей, компьютеров, навигаторов и программного обеспечения в связи с высоким процентом износа техники, имеющейся на балансе в лесничествах (износ автомобилей составляет 91%), обеспечение дополнительной потребности в ГСМ - 7 млн. рублей в год.
Итого дополнительная финансовая потребность на увеличение нормативной численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Алтай, до 695 человек составляет 178,7 млн. руб. в год в ценах 2013 г.
По подпункту «г»: Предотвращение и пресечение преступлений в области заготовки древесины и оборота необработанной древесины, а так же иных нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующих эти вопросы.
Министерством лесного хозяйства Республики Алтай совместно с МВД по Республике Алтай, Прокуратурой Республики Алтай, УФНС по Республике Алтай, УФСБ по Республике Алтай и Горно-Алтайской таможней разработан «План мероприятий по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Республике Алтай на 2011-2014 годы», согласованный с Правительством Республики Алтай.
Заключено соглашение о взаимодействии Министерства лесного хозяйства Республики Алтай и Министерства внутренних дел по Республике Алтай от 01.12.2011 г.(действующее).
Министерством внутренних дел по Республике Алтай, ОФМС России по Республике Алтай, Министерством лесного хозяйства Республики Алтай и УФСБ России по Республике Алтай разработан план проведения комплекса мероприятий по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства Российской Федерации на предприятиях лесопромышленного комплекса от 01.10.2012г.
Заключено соглашение о взаимодействии Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай и Министерства лесного хозяйства Республики Алтай от 04.02.2010г. (действующее).
В целях повышения эффективности взаимодействия с органами внутренних дел Республики Алтай по пресечению незаконных рубок и незаконного оборота древесины, расследования нарушений лесного законодательства на территории Республики Алтай по инициативе Министерства лесного хозяйства Республики Алтай совместно с Министерством внутренних дел по Республике Алтай в 2007 году была создана постоянно действующая совместная мобильная группа «Лесник».
В состав группы входили государственные лесные инспектора Минлесхоза РА и сотрудники полиции по Майминскому, Турочакскому, Усть-Канскому, Шебалинскому районов, т.е. в районах, где имеются транспортные пути выхода за пределы территории Республики Алтай.
В результате проведённых мероприятий была достигнута согласованность в реализации организованных и практических мер в борьбе с незаконной заготовкой и оборотом древесины на территории Республики Алтай, обеспечена скоординированная деятельность между государственными лесными инспекторами и сотрудниками полиции.
Мобильная группа «Лесник» просуществовала до июня 2012 года, после чего прекратила свою деятельность в связи с проведением реорганизации в Министерство внутренних дел по Республике Алтай.
Министерством лесного хозяйства РА 02.11.2012г. направлено ходатайство в Министерство внутренних дел по Республике Алтай о восстановлении группы «Лесник», но пока положительного решения не принято.
В целях предупреждения и выявления фактов незаконных рубок и незаконного оборота древесины государственными лесными инспекторами Республики Алтай совместно с сотрудниками Министерства внутренних дел по Республике Алтай и другими ведомствами в соответствии утверждённых планов регулярно проводятся рейдовые мероприятия.
По подпункту «д»: Взыскание задолженности по плате за использование лесов с арендаторов лесных участков и иных лиц, использующих леса, а так же сумм в счёт возмещения вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Работа по администрированию платежей и погашению задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации и субъекта ведется постоянно.
На 01.10.2013 года поступление платежей за использование лесов в федеральный бюджет составило 29 440,8 тыс. руб., что составляет 53,5 % от доведенного годового плана и 85,1 % от плана 9 месяцев 2013 года. В бюджет Республики Алтай – 27 439,3 тыс. руб. (60,9 % от доведенного годового плана и 90,4% от плана 9 месяцев 2013 года).
Недоимка в федеральный бюджет на 01.10.2013 года составила 17 995,3 тыс. руб., в том числе по арендной плате в сумме 17 444,7 тыс. руб. (96,9 % от общей суммы недоимки). Из нее недоимка по расторгнутым договорам составляет 12 084,7 тыс. руб. (69,3 %). Из общей суммы недоимка прошлых периодов составляет 12 599,4 тыс. руб. (70 % от общей суммы недоимки).
Недоимка в республиканский бюджет на 01.10.2013 года составила 17 460,4 тыс. руб., в том числе по арендной плате в сумме 16 409,2 тыс. руб. (94% от суммы недоимки в республиканский бюджет). Из нее недоимка по расторгнутым договорам составляет 11 922,1 тыс. руб. (72,7%). Из общей суммы недоимка прошлых периодов составляет 12 587,4 тыс. руб. (72,1% от общей суммы недоимки). Общая сумма задолженности по плате за использование лесов на 01.10.2013 года составила 35 455,7 тыс. руб.
Из общей суммы недоимки на 01.10.2013 года возбуждено 25 исполнительных производств на общую сумму 24 342,7 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет 14 331,1 тыс. руб.. Судами вынесены решения о взыскании задолженности на сумму 4 180,8 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет 1 508,8 тыс. руб. Всего признана судами и находится на исполнении ФССП задолженность по арендной плате на сумму 28 523,5 тыс. руб. (80,4 % от общей суммы недоимки), в том числе в федеральный бюджет - 15 839,9 тыс. руб.
По состоянию на 01.10.2013 года текущая претензионно-исковая работа ведется по недоимке в сумме 6 932,2 тыс. руб. (19,6 % от общей суммы недоимки).
В 2013 году арендаторам лесных участков направлено 387 писем, содержащих акты сверки, сроки внесения арендной платы и счета на оплату, в том числе и по задолженности за 2012 год. Арендаторам направлено 190 претензий на сумму 17 780,5 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет на сумму 10 442,2 тыс. руб., к некоторым лесопользователям претензии предъявлялись неоднократно. Министерством также направлено 66 соглашений о расторжении договоров аренды в добровольном порядке, из них подписаны и зарегистрированы в Управлении Росреестра по Республике Алтай 8 соглашений.
За девять месяцев 2013 года Министерством предъявлено в Арбитражный суд 8 исковых заявлений о взыскании задолженности по арендной плате и неустойке в сумме 6 741,8 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет в сумме 1 812,2 тыс. руб. Рассмотрено судами 14 исковых заявлений на сумму 12 142,2 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет на сумму 3 509,1 тыс. руб., 3 дела на сумму 1 520,3 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет на сумму 1 051,3 тыс. руб., находится на стадии судебного разбирательства. Судами вынесены решения о расторжении 6 договоров аренды и взыскании с арендаторов задолженности в полном объеме.
В службу судебных приставов в 2013 году направлено 15 исполнительных листов на сумму 13 995,4 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет на сумму 4 980,0 тыс. руб. Ведется исполнительное производство, возбужденное до 01.01.2013 года, по 10 делам на сумму 10 347,3 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет на сумму 9 351,1 тыс. руб.
В связи с признанием должника банкротом решением Арбитражного суда Республики Алтай в 2013 году окончено три исполнительных производства на сумму 4 240,9 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет на сумму 3 995,8 тыс. руб.
Необходимо отметить, что службой судебных приставов ведется недостаточная работа по взысканию задолженности по решениям судов. В настоящее время имеются возбужденные исполнительные производства до 01.01.2013 года (2010-2012 годы), однако они до настоящего времени не исполнены. Во исполнение пункта 3.6 Соглашения о взаимодействии УФССП по Республике Алтай и Министерства ежеквартально проводится сверка по возбужденным и неисполненным исполнительным производствам.
03.07.2013 года Министерство обратилось в прокуратуру Республики Алтай с просьбой принятия мер прокурорского реагирования по вопросу исполнения постановлений по 22 возбужденным исполнительным производствам. Прокурорами четырех районов республики вынесены представления с требованием устранить допущенные нарушения и совершить исполнительные действия, направленные на исполнение решений суда в пользу взыскателя, по 11 исполнительным производствам на сумму 10 851,5 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет на сумму 7 989,8 тыс. руб.
Министерством список арендаторов-неплательщиков размещен на сайте Министерства, который постоянно обновляется.
Министерство лесного хозяйства Республики Алтай считает необходимым утверждение на уровне Российской Федерации и субъекта порядка списания безнадежной к взысканию задолженности по плате за использование лесов, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и бюджет субъекта. Снижение недоимки по платежам за использование лесов без утвержденного порядка списания невозможно, в настоящее время безнадежная к взысканию сумма составляет 4 634,0 тыс. руб., в том числе в федеральный бюджет – 4 194,6 тыс. руб.
Сумма средств поступивших в счёт возмещения вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства составляет 805,6 тыс. рублей.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ