/ Инвестиционный климат

Инвестиционный климат

Состояние инвестиционного климата в Республике Алтай

по итогам 2018 года

 

Совершенствование инвестиционного климата в Республике Алтай осуществляется посредством выполнения мероприятий дорожных карт по улучшению инвестиционного климата в Республике Алтай и внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса.

По итогам 2018 года уровень внедрения в РА целевых моделей составил 97% (в прошлом году - 96%). При этом среди субъектов Сибирского федерального округа республика заняла 1 место. Завершенными на 100% является 8 целевых моделей из 12. Достаточно высокий уровень внедрения и у остальных моделей: «Разрешение на строительство» (96%), «Осуществление контрольно-надзорной деятельности» (92%), «Поддержка МСП» (90%), «Кадастровый учет» (89%).

Работа над исполнением показателей, установленных целевыми моделями, в течение 2018 года позволила получить следующие результаты:

Это существенное снижение административных барьеров для предпринимателей (сокращены сроки: выдачи градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) с 25 до 16 дней; прохождения экспертизы проектно-сметной документации на строительство сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения с 60 до 45 дней; сроки предоставления разрешительной документации на строительство объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения с 20 до 10 дней, постановки на кадастровый учет в среднем с 33 до 30 дней, уменьшено количество процедур, необходимых для регистрации прав с 5 до 2; отменено разрешение на строительство газопроводов с давлением до 0,6 Мпа).

Созданы удобные и простые электронные сервисы в Интернете по взаимодействию с ресурсоснабжающими организациями и органами власти.

Созданы личные кабинеты на официальных сайтах сетевых организаций («МРСК-Сибири»- «ГАЭС», МУП Горэлектросети) (в 2018 г. 70,3 % заявок на технологическое присоединение  осуществлено через личный кабинет).

Реализовано получение документов о техприсоединении в момент подачи электроэнергии заявителю, а также договор энергоснабжения теперь можно заключить  параллельно процедуре техприсоединения.

Создана информационная система обеспечения градостроительной деятельности, позволяющая застройщикам, инвесторам получить информацию о планируемых к размещению на территории республики объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов).

Подобные результаты были получены благодаря слаженной работе власти и бизнеса по нескольким направлениям:

Совершенствование инвестиционного законодательства Республики Алтай

Основополагающим документом в региональном законодательстве по поддержке инвесторов является Закон Республики Алтай «Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай», принятый в конце 2017 года. Закон предусматривает 8 основных Форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Алтай, а также 6 видов приоритетных инвестиционных проектов. Всего мы насчитали 16 подзаконных актов, регулирующих действие основного закона. Это 4 Закона РА и 12 постановлений ПРА.

В течение прошлого года были приняты 5 подзаконных актов, позволяющих раскрыть конкретные виды поддержки:

1)  С целью предоставления инвестиционного налогового кредита приняты:

- Закон Республики Алтай от 13.06.2018 № 25-РЗ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Алтай»;

- Приказ Минэкономразвития РА «Об утверждении порядка согласования и принятия решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита, включая порядок определения срока его предоставления, а также перечня документов, подтверждающих наличие оснований, указанных в части 1 статьи 3 Закона Республики Алтай от 13 июня 2018 года № 25-РЗ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Алтай»

2)  Подготовлена нормативная база для реализации инвестиционных проектов, реализуемых в рамках концессионных соглашений, в случае, если концедентом является Республика Алтай. Приняты:

- Закон Республики Алтай от 13.06.2018 № 18-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в сфере концессионных соглашений»;

- Постановление Правительства Республики Алтай от 26.06.2018 № 194 «О некоторых вопросах реализации Закона Республики Алтай «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в сфере концессионных соглашений».

3)  С целью реализации инвестиционных соглашений посредством создания территориальных кластеров принято Постановление Правительства Республики Алтай от 11.07.2018 № 223 «Об утверждении Порядка создания территориальных кластеров в Республике Алтай».

В результате распоряжением Правительства РА от 14.08.2018 г. № 437-р в августе 2018 года создан туристско-рекреационный кластер «Каракольские озера». Федеральное финансирование на создание туристско-рекреационного кластера «Каракольские озера» составляет 2 млрд. рублей. Это строительство автодороги с. Урлу-Аспак – с. Элекмонар (через с. Каракол).

По состоянию на начало года инвестиционный портфель региона состоит из 20 приоритетных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 10,5 млрд. рублей. За минувший год Реестр пополнился девятью проектами с общим объемом вложений порядка 2968 млн. рублей, их реализация позволит создать 505 новых рабочих мест в туризме и агропромышленном комплексе.

Сумма налоговых льгот, предоставляемых инвесторам, реализующим проекты регионального значения, ежегодно составляет около 20 млн. рублей. В среднем, по всем проектам на каждый рубль предоставленной государственной поддержки приходится 6 рублей частных инвестиций.

Привлечение инвестиций на территорию республики – это результат совместной слаженной работы всех участников инвестиционной деятельности.

Самая крупная инвестиционная площадка региона – это «Жемчужина Алтая». Проведена работа по передаче объектов инфраструктуры площадки в собственность республики. В течение прошлого года рассматривались различные варианты по привлечению инвестора на эту площадку, в т.ч. посредством концессии. Для этого мы приняли всю необходимую нормативную базу.

Прорабатывается вопрос по реализации проекта на территории площадки Создание тематического парка «Жемчужина Алтая». Тематический парк «Жемчужина Алтая» будет посвящен Экологическому поведению с оздоровительной доминантой. Проект предполагается реализовывать при поддержке Внешэкономбанка, в настоящее время ведется поиск инвестора.

Еще одним перспективным проектом считается создание промышленного парка на территории Майминского района.

Основная идея промышленного парка – это осуществление производственной деятельности компаний-арендаторов на созданной и оборудованной всей необходимой инфраструктурой, коммуникациями, электроснабжением, производственными, складскими и административными помещениями площадке.

На федеральном уровне через Минэкономразвития России на создание инфраструктуры парка возможно получение субсидии до 500 млн. рублей на 2 года. С этой целью начато формирование необходимого пакета документов для подачи на федеральные конкурсные отборы 2020, 2021 годов.

В 2018 году произошло слияние двух организаций, созданных в целях обеспечения благоприятных условий для развития СМСП РА и инвестиционной деятельности. Это ГБУ РА «Центр развития предпринимательства и туризма» и БУ РА «Агентство сопровождения инвестиционных проектов в муниципальных образованиях в РА». Оказание услуг предпринимательству теперь будет осуществляться в сервисном формате, т.е. приходя в ГБУ, предприниматель может получать услуги по разным направлениям - вне зависимости, какой объект инфраструктуры поддержки может эту услугу оказать.

Центр развития туризма и предпринимательства уже сегодня наделен полномочиями единого органа управления объектов инфраструктуры поддержки МСП (принято соответствующее распоряжение ПРА от 28.12.2018 №754-р).

Немаловажным направлением деятельности органов власти в Республике Алтай в 2018 году стало повышение прозрачности деятельности органов власти различных уровней, развитие механизма оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов на ведение бизнеса. Увеличилось число дискуссионных площадок с бизнесом для налаживания взаимодействия государства и бизнеса. Данная работа проводится в рамках работы данного Совета, Организационного штаба Республики Алтай, Координационного совета в области развития малого и среднего предпринимательства Республики Алтай, общественных советов при исполнительных органах государственной власти Республики Алтай.

С предпринимательским сообществом, находящимся в селах  республики, выстроен иной формат взаимодействия - коммуникационные сессии «Территория Диалога». В течение 2-х лет (2017-2018 гг.) специалисты Министерства совместно со специалистами других ведомств побывали во всех муниципалитетах и общались на местах с населением, предпринимателями в режиме «вопрос-ответ».

Основные меры государственной поддержки приоритетным инвестиционным проектам, реализуемым в Республике Алтай:

- налоговые преференции в течение 7 лет в части налогов, зачисляемых в региональный бюджет,

- предоставление земельных участков без проведения торгов,

- сопровождение по принципу «одного окна».

Поддержка малого и среднего бизнеса в основном осуществляется через объекты инфраструктуры. Такие объекты, институты в республике созданы и работают. В прошлом году появился новый объект, производственно-инновационной инфраструктуры - Региональный центр инжиниринга. На указанной площадке, производственным предприятиям оказываются практически бесплатно услуги в подготовке программ модернизации производства, технико-экономических обоснований, проведение аудитов в целях повышения технологической готовности к освоению новых видов продукции и внедрению инноваций. В целом на поддержку предпринимательства в 2018 г. привлечены средства федерального бюджета в объеме 24 млн. рублей, что в 1,6 раз выше уровня предыдущего года.

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется в виде:

- предоставления субсидий (в 2018 г. - 845 субъектов в объеме 237,0  млн. рублей);

- предоставление поручительств Гарантийного фонда Республики Алтай (за 2018 год выдано 15 поручительств на 150 миллионов рублей, всего с начала деятельности фонда выдано 121 поручительства на 937 миллионов рублей);

- предоставление микрозаймов Фондом поддержки предпринимательства (в 2018 г. выдано 92 микрозайма в объеме 77 миллионов рублей).

Одной из ключевых задач в развитии экономики любого региона остается налаживание новых межрегиональных и международных связей. В минувшем году были подписаны соглашения о сотрудничестве с Правительством Республики Беларусь, а также Плана мероприятий по реализации Соглашения с Восточно-Казахстанской областью Республики Казахстан, Соглашение с Правительством Тыва, а также ряд соглашений с регионами в сфере туризма. В этом году планируется подписание соглашений Правительства Республики Алтай о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и иных сферах с Правительством Республики Татарстан, Коллегией Администрации Кемеровской области, Правительством Алтайского края, Государственной администрацией Таласской области Киргизской Республики, Народным Правительством Алтайского округа СУАР КНР.

Реализация всех обозначенных выше мероприятий позволила сохранить стабильное увеличение инвестиций в экономику республики: по итогам 2018 года рост инвестиций оценивается в размере 109,8% к 2017 году (по предварительным данным). Доля частных вложений в общем объеме инвестиций стабильно высокая - составляет порядка 77%  (при 84% в 2018 году, 72% в 2016 году), бизнес охотнее стал вкладываться в инфраструктурные, социальные проекты. Другой важный результат - рост собственной доходной базы региона. За последние 5 лет объем поступлений в консолидированный бюджет Республики Алтай от имущественных налогов возрос на 38%. (2018 – 638 млн.руб. 2017-531,5 млн.руб.  2016- 562,5 млн.руб.  2015-527,1 млн.руб. 2014 – 460,9 млн.руб.).

В 2019 году планомерная работа по дальнейшему формированию благоприятного инвестиционного климата, снижению административных барьеров и повышению эффективности и прозрачности деятельности органов государственной власти безусловно будет продолжена.

 

Дата обновления страницы: 13.03.2019 09:37:34

Орфографическая ошибка в тексте


Текст, содержащий ошибку: